Кодекс — viii

Путешествия и деловые поездки

В Cредние века путешествия были опасным, но необходимым делом, особенно для торговцев. Дороги различались по своему назначению — на торговых путях имелись речные переправы, мосты, постоялые дворы, указатели, вехи и т. д. Дороги для паломничеств были лишены такой роскоши. В день человек мог преодолеть около 25-30 километров. Путники ночевали на постоялых дворах возле перекрестков, а их товары хранились на складе. Во времена неразберихи и хаоса — а именно в такое время разворачивается действие в KCD — на торговцев и путешественников нередко нападали грабители или рыцари-разбойники, из-за чего они часто путешествовали группами и нанимали вооруженную охрану.

Богемия импортировала холст, шелк и другие ткани, оружие, вино, соль, морепродукты, морскую рыбу, южные фрукты, специи и другие экзотические товары и предметы роскоши. Экспортируемые товары включали в себя пшеницу, масло, мед, пчелиный воск, пиво, солод, пресноводную рыбу, сыры и другие местные продукты.

Радциг Кобыла из Двожица

Рацек (в KCD Радциг) Кобыла был чешским дворянином, гетманом короля Вацлава IV, а с 1410 по 1415 год — бургграфом Вышеграда. В 1403 году он обосновался в замке в Серебряной Скалице, где он присматривал за добычей серебра. Король был известен за свою благодарность к низшей знати, кто получил высокие титулы за свою лояльность. Очевидно, что Радциг Кобыла был одним из них и, возможно, другом короля.

В 1403 году Скалица была осаждена и сожжена королем Сигизмундом и половецкой армией. За его заслуги и верность король Вацлав IV разрешил Радцигу построить свой собственный замок на берегу реки Сазавы. Теперь на его месте стоит замок Коморни-Градек.

Он был убит в 1416 году в корчме Кутной Горы группой рудокопов, науськанных священниками через год после сожжения Яна Гуса. Они напали на них в корчме, где те остановились, разорвали их тела на куски и раскидали по улице. Местные жители яростно растоптали их остатки, а затем вернулись, распевая веселую песню, к священнику, чтобы получить благодарность за свое деяние, которое они осмелились совершить. Это случилось, когда Радциг собирал налоги для короля, что было странно, так как за шесть лет до этого он был рыцарем-грабителем, считался бичом этих земель и на его поиски были отправлены солдаты. В источниках точно не указано, по какой причине позднее он был принят на службу королю.

Разведение животных

В средние века значительную часть любой собственности составляли одомашненные животные: лошади, козы, крупный рогатый скот и птица. Лошади ценились очень высоко и до XII века использовались только знатью, в военных целях или для легких перевозок. Изменения произошли в XII и XIII веках, когда лошади стали использоваться для перевозки грузов и обработки земли.

В Богемии лошадей стали подковывать с XI-XII веков — до XIII века подковывали только передние копыта, а позже, когда лошадей начали использовать для более тяжелых работ, и задние.

Почти каждый крестьянин в средние века предпочитал иметь корову, а не кусок пахотной земли, поэтому даже безземельные люди могли обеспечить себя едой в виде молока. Любопытно, что в средние века торговля молоком и молочными продуктами не получила широкого распространения — во-первых, у многих были свои коровы, во-вторых, потому что не было известно никаких эффективных способов долгосрочного хранения молока и молочных продуктов.

И крестьяне, и представители знати держали овец, делая это главным образом из-за их шерсти. Самые бедные часто держали коз ради молока и сыра.

Свиньи круглый год находились на откорме в лесу и питались бобами и желудями. Средневековые свиньи были похожи на кабанов и имели мало общего с сегодняшними розовыми животными.

Самой распространенной домашней птицей были куры, и только изредка гуси или утки.

Весь скот свободно пасся на лугах вокруг деревни. В холодные зимы домашний скот содержался внутри дома и даже делил одну комнату с людьми и служил источником тепла.

Развлечения и азартные игры

Кодекс - viii

Средневековый дворянин проводил свое свободное время в охоте, играя в игры, занимаясь пением или игрой на музыкальных инструментах. Были и особые развлекательные мероприятия: турниры, балы и игры. Книги читались редко, потому что они были редки и дороги, к тому же большая часть дворянства была неграмотной.

В сельской местности также было множество развлечений. На церковные праздники и по воскресеньям работать было строго запрещено, и потому тогда выходных дней было больше, чем сейчас. У определенных профессий рабочая неделя также прерывалась из-за погоды или непредсказуемых событий. В общем, в году было примерно 190 рабочих дней, то есть примерно 20 рабочих дней в месяц или 4-5 дней в неделю.

Самыми популярными средневековыми играми были шахматы, шашки, нарды, мельница, хнефатафл, лица и гуси и кости. Также играли в игры с мячом. Шахматы были дорогими и тратили много времени, поэтому в основном в них играла знать. Бюргеры предпочитали шашки, а простолюдины — более простые игры: кости и мельницу. Карты и карточные игры также существовали в Европе с конца XIV века, но более широко распространились только с развитием печати.Буржуа в своем времяпрепровождении подражали знати, например, охотились на птиц. В течение XV века в городках началось формирование товариществ лучников.

Азартные игры также были широко распространены в Средние века. Играли все, независимо от пола и социального положения, о чем свидетельствовал, например, акт от декабря 1357 года в чешском своде законов Maiestas Carolina, в котором император Карл IV самолично запретил азартные игры на рождество и дал полномочия пражскому архиепископу Арношту из Пардубиц наказывать нарушителей любого социального класса денежным штрафами, а также налагать духовную повинность (вплоть до отлучения в самых тяжелых случаях).

Ратае на Сазаве

Кодекс - viii

Ратае (Rattay) был небольшим рыночным городом с двумя замками — верхним замком, известным просто как замок Ратае, и нижним замком, известным как Пиркштайн или Пиркенштайн. Самое старое письменное упоминание о Ратае относится к XIII веку, когда он был собственностью Пржибислава из Ратае (упоминается в записях в 1263 и 1289 годах). Примерно в то же время Ратае перешел к бургграфу Грознате из Ужице, чьи сыновья владели несколькими другими замками и деревнями в этих краях.

В 1293 году король Вацлав II подарил Ратае епископу Тобиашу из Бечина. Затем он стал собственностью бургграфа Гинека из Дубы, который был наследником дома панов Липы (Липы). Своего наивысшего расцвета Ратае достиг во время правления Индржиха из Липы (умер в 1329 году), его сыновей и внуков. Наиболее активным политиком был его сын Ян (умер в 1338 году). Городом также управляли родственники Индржиха, лорды Пиркштайна, Ежек и Гануш. Во время им правления были построены два замка и церкви, а в городе возведены сильные укрепления.

[Пиркштайн]

Нижний замок в Ратае, построенный Индржихом из Липы в первой половине XIV века (первое упоминание датируется 1346 годом), стоит на острове на реке Жива, замок отделен от города рвом. Это замок с массивной башней с закругленными углами сзади и с тремя комнатами на каждом этаже. Вся постройка окружена валами.

В 1447 году замок, к сожалению, сгорел, а затем быстро сменил владельцев. Ему был причинен еще больший ущерб во время крестьянского восстания в 1627 году. Спустя сто лет, с 1713 по 1724 год, он был перестроен Октавианом Кински в пресвитерию и колокольню.

[Верхний замок]

Верхний замок был построен в то же время, что и нижний замок — в середине XIV века. Он также был сожжен в том же году, что и Пиркштайн (1447). В XVI веке он был перестроен в замок эпохи Возрождения и в 1672 году отреставрирован в стиле барокко. Сегодня в нем находится местная ратуша.

[Церковь Святого Матфея]

Церковь в нижнем Ратае была построена в 1460-х годах по инициативе Яна Ежека Птачека из Пиркштайна и его жены Анны.

Первая церковь, вероятно, была однонефной и служила пресвитерией вместе с церковью Святого Николая, которой больше не существует. С 1675 по 1691 год она была разрушена и перестроена в стиле барокко согласно чертежам Ондржея де Гарде. Она сохранилась в этом виде до наших дней с несколькими незначительными изменениями. От первоначальной церкви остались лишь гробницы владык, например, надгробная плита с гербом лордов Липы в кладбищенской стене, и основание крестильной купели 1421 года.

[Церковь Святого Николая]

Вероятно, наиболее старая из двух церквей в стенах замка. Первое упоминание о ней датируется 1343 годом. Она находилась в верхнем Ратае у крепостной стены и частично служила пресвитерией. С 1336 года мельница Коречник также принадлежала ратайскому приходу.

Ратуша и муниципалитет

ASME Code Section VIII, Divison 1 — nameplate marking RT1, RT2, RT3 or RT4? (engl. subs)


Ратуша — это резиденция рихтаржа и городского совета. Первоначально это был обычный городской дом, постепенно превратившийся в местное правительственное учреждение или ратушу. В Богемии первая ратуша появилась в конце XIV века. Здание обычно было каменным, по крайней мере, его нижние этажи, во многих комнатах имелись сводчатые потолки. На первом этаже муниципального здания располагались лавки, корчма, комната с общественными весами, караулка и арсенал. В комнате, где находились общественные весы (устанавливавшие стандарт для всех других весов в лавках), также имелся эталон меры длины, висевший на стене, и образцы других мер и весов, которые были действительны на всей административной территории города.

На втором этаже ратуши располагались зал совета, часовня (в алькове), кабинет писца и жилые комнаты. Верхние этажи использовались в качестве зернохранилища или склада. В подвале находилась тюрьма и склад товаров.

В зале совета проходили заседания городского совета, и там же в шкафах хранились документы, купчие, патенты, привилегии и городской архив.

В KCD есть только одна ратуша, на центральной площади в Ратае.

Римская католическая церковь

Кодекс - viii

В догуситский период Церковь владела обширными поместьями, иногда превышающими по стоимости собственность дворянства или даже самого короля. Церковь также собирала различные налоги и сборы, что приводило к конфликтам не только между Церковью и светским миром, но и к конфликтам внутри самой Церкви.

Помимо пасторов, священников и их помощников, духовенство также было представлено членами орденов, архиепископами, церковными чиновниками, клириками и монахами — в целом Церковь кормила и нанимала около десятой части населения страны. Высокие эксплуатационные расходы и неспособность обеспечить физическое или духовное благополучие населения в сочетании с многочисленными войнами и эпидемиями привели к радикальному ослаблению церковной власти и потере доверия к Церкви как к институту в XIV веке. Это привело к появлению первых признаков реформаторского движения, а также к возникновению множества альтернативных еретических сект и к возобновлению интереса к старым языческим традициям.

В то время месса была скорее социальным а не духовным событием, она объединяла людей. Они наслаждались общением и даже флиртовали и заключали сделки. Все изменилось с началом гуситского реформаторского движения и с возвращением к истинному благочестию.

Снижение доверия к Церкви было вызвано и первыми переводами Библии на чешский язык, благодаря которым идеи, содержащиеся в Библии, могли наконец распространяться из уст в уста даже среди неграмотного населения. Искра революции начала разгораться.

Рихтарж и королевский совет

Городом управлял рихтарж, назначаемый монархом (должность переходила по наследству), и городской совет, состоящий из олдерменов (советников). Совет возглавлял бургомистр или субкамерарий. Олдермены были в основном богатыми горожанами, и их обязанности и функции варьировалось в зависимости от статуса города (королевский, сеньоральный или свободный).

Совет принимал решения по наиболее важным вопросам, касающимся города и его жителей. Протоколы судебных слушаний и заседаний, купчие или документы о пожертвования имущества, реестры, контракты и другие документы хранились в ратуше.

Ровна

Кодекс - viii

Деревня Ровна расположена неподалеку от Серебряной Скалицы. Около 1150 года монахи из Сазавского монастыря построили там романскую церковь с пресвитерией и кладбищем. Церковь была посвящена старейшему покровителю рудокопов, святому Якубу. Романские фрески являются наиболее примечательным декоративным элементом, созданным в два этапа, в середине XII века и примерно еще через 100 лет.

Роновцы

Одна из старейших и самых знатных чешских дворянских семей. С течением времени семья разрослась и разделилась на несколько родов, например, к ним относились паны из Дубы и Берка, Лихтенбурги, Кржинец из Ронова и так далее. В XIII-XIV веках род разделился на панов Липы, Лихтенбургов, панов Дубы, панов Клингенштайна и других.

Самым старым известным членом семьи был Смил Светлик из Тухана, он жил в конце XII века. Его потомки занимали высокие должности при королевском дворе, благодаря чему приобрели значительные земельные угодья. Именно отсюда произошло название их рода (от Ронова в районе Житавы, в долине Нысы, на территории современной Польши). Одноименный замок Ронов к югу от Чески-Липы был построен только в конце XIV века.

Семья Роновцев представлена в KCD одним из персонажей — Ганушем из Липы.

Росписи

Кодекс - viii

В эпоху раннего Средневековья никто не знал имен авторов настенных росписей, большая часть таких работ осталась анонимной и по сей день. Часто стены расписывались монахами, которые украшали свои монастыри или посвящали свою жизнь иллюстрированию рукописей. Художники и иллюстраторы делали свои собственные краски из измельченных природных материалов. В основе картин мог лежать исторический или библейский сюжет, или это могли быть просто геометрические декоративные узоры.

Рудокопы и горняки

Кодекс - viii

Средневековые шахтеры работали на рудниках с молотками и долотами при свете небольших переносных ламп. Они очень медленно пробивались сквозь камень, часто всего лишь по нескольку сантиметров в неделю, хотя им все же удавалось, благодаря сменной работе и многолетнему труду, выкопать сотни метров подземных туннелей, иногда уходящих под землю на глубину до 600 метров. Система горных разработок в основном состояла из более крупных и комфортно проходимых горизонтальных и вертикальных шахт, от которых отходили небольшие галереи, где шахтерам буквально приходилось ползать на четвереньках. Работу ускоряли, разжигая костры в концах шахт, чтобы жар от огня расколол камень и упростил его откалывание. Каждый рудокоп тщательно обыскивался каждый раз, когда покидал выработку. Серебро было собственностью Короны, за кражу полагалось суровое наказание.

Горное дело было очень опасным и изнурительным трудом, поэтому жены рудокопов часто становились вдовами и выходили замуж по нескольку раз. Рядом с поселениями рудокопов строили церкви и пивоварни. Как гласит пословица, обычно рудокопы работают с понедельника до субботы, но денег им хватает только до воскресенья. Покровителем рудокопов была святая Варвара.

Рупрехт III Пфальцский

Рупрехт III Пфальцский был курфюрстом Пфальца, имперским принцем. Вместе с тремя другими курфюрстами он в 1400 году сверг с немецкого престола Вацлава IV, и на следующий день сам был избран курфюрстами Римским королем (Rex Romanorum).

Он был представителем династии Виттельсбахов, старшим сыном Рупрехта II Пфальцского.

Рыбак

Кодекс - viii

Рыбная ловля была одним из самых традиционных способов зарабатывания на жизнь. Техника ловли рыбы в проточной воде оставалась неизменной на протяжении веков; только в XIII веке монастыри начали обустраивать пруды, особенно для разведения карпов. Рыба считалась постной пищей, и, учитывая частоту религиозных праздников и дней поста (до одной трети дней в году), она стала неотъемлемой частью рациона. Самый большой бум в рыболовстве и рыбоводстве в чешских землях пришёлся на XV-XVI века.

Для ловли рыбы использовались различные приспособления и снасти, такие как кости, плетеные корзины, бездонные корзины, лески или удилища с крючками и сети из конопли с каменными грузами. Все реки принадлежали королю и сдавались в аренду городам. Ловить рыбу разрешалось только в определенные дни и часы. Некоторые дворяне, несмотря на эти правила, запрещали горожанам ловить рыбу под страхом смерти.

Сети ставились днем, потому что рыбачить ночью было запрещено. Ловить рыбу на удочку с крючком разрешалось даже тем, у кого не было разрешений на ловлю рыбы, поскольку улов на такую снасть был крайне незначительным.

Сады

Для изготовления лекарств в Средние века и в античную эпоху были необходимы хорошие практические знания лекарственных растений. Именно поэтому при большинстве медицинских школ были свои сады, чтобы под рукой всегда были свежие травы (высушенные зимой). Кроме того, сады были в монастырях и больницах. В Богемии первый светский фармако-ботанический сад был основан в 1341 году аптекарем Яна Люксембурга — Хенрикусом Швабом. Большие и красиво оформленные декоративные сады появились значительно позже.

Сазава (город)

Первоначально Сазава была поселением на левом берегу реки, напротив монастыря. Более ста лет город был собственностью бенедектинского монастыря. Дома были сосредоточены вокруг церкви Св. Мартина и вдоль дороги в Прагу и Коурим.

Во время гуситских войн монастырь и его окрестности попали в руки гуситов, и строительные работы прекратились до середины XVII века, но монастырь сохранился. Более 200 лет, после изгнания монахов, монастырские земли принадлежали местной аристократии.

[Церковь Святого Мартина]

Приходская церковь Св. Мартина была основана на левом берегу реки Сазавы в центре небольшого городка в XIV веке. Это здание с одним нефом и алтарем, с башней с северной стороны и с часовней на юге. Весь комплекс окружен высокой кладбищенской стеной, сохранившейся до наших дней. Во время гуситских войн гуситские проповедники читали здесь проповеди на чешском языке. От первоначального здания сохранились только окна башни.

Сазавский монастырь

Кодекс - viii

Сазавский монастырь стоит на скале над одной из многочисленных излучин реки Сазавы, окружающей его с двух сторон. Его происхождение восходит к первой половине XI века, когда он был основан герцогом Олдржихом по инициативе монаха Прокопия. Святой Прокопий (канонизированный в 1204 году) прославился, в частности, тем, что он хотел сохранить в монастыре староцерковные религиозные обряды, а не принимать латинскую литургию. Согласно самому старому документу, в котором упоминается о строительстве и развитии Сазавского монастыря, Вита Майор: Легенда о Святом Прокопии 11 века, святой первоначально жил в пещере перед тем, как построить церковь, посвященную Деве Марии и Святому Иоанну Крестителю.

Монастырь славянских братьев подражал архитектуре аббатства Святого Галла в Швейцарии. Главным зданием в комплексе была церковь с прилегающей лесистой обителью. Первоначальное жилище аббата было расположено на западной стороне двора, ниже пресвитерии. Монастырский сад находился в северной части территории. Здесь были обнаружены развалины первой сазавской каменной церкви, освященной в 1070 году.

После изгнания старославянских монахов из Сазавы монастырь был захвачен латинскими монахами из Бржевнова. Аббат Детарт продолжил работу по восстановлению, завершив при своей жизни строительство простой однонефной церкви. С середины XII века возобновились строительные работы по первоначальным планам, а монастырская церковь была перестроена в массивную, украшенную трехнефную базилику. Самые старые, простые деревянные здания с первых дней существования монастыря включали в себя обитель (жилище монахов), прелатуру (покои аббата) и лазарет (госпиталь для монахов). Крытая аркада, окружающая внутренний двор, включала в себя четырехугольную прихожую с оконными проемами, дормиторию (общую спальню монахов), капитулярный зал, кабинет и трапезную (столовую) с кухней.

Самопеш

Кодекс - viii

Самопеш была маленькой деревней в Сазаве, недалеко от Ратае, впервые упомянутой в 1397 году. Вместе с двумя близлежащими мельницами (билинской, также называемой мельницей Барта и Бадина) она до 1412 принадлежала Сазавскому монастырю и прославилась, как центр сельского хозяйства, где был выведен особый сорт пшеницы, известный как samopse-spalta (самопешская спельта), который и дал название деревне.

Св. Прокопий

Святой Прокопий Сазавский был священником и отшельником, одним из основателей и первым настоятелем Сазавского монастыря. Он был канонизирован в 1204 году. Согласно жизнеописанию, он получил образование в школе в Вышеграде. Он был женат и у него был сын, но он решил стать священником. Он провел некоторое время с бенедиктинцами в Бржевнове, прежде чем стать отшельником.

В районе Сазавы он собрал вокруг себя группу единомышленников, с которыми основал монастырь религиозного ордена святого Бенедикта в 1030-х годах, и стал его первым настоятелем. О святом Прокопии ходило много легенд, в которых отшельник сражался с демонами и изгонял бесов. По одной из них он запряг демона в плуг и заставил выкопать так называемую Чертову борозду. Поэтому его часто изображали вместе со связанным дьяволом у его ног. Иногда его изображали с посохом и митрой, а с XVII века он держит в руках книгу и крест.

В сазавском монастыре находится пещера Прокопия, которая выдолблена в скале в виде греческого креста, и, как говорят, святой провел в ней несколько лет в молитвах в полном одиночестве.

Священник

Кодекс - viii

Священники относились к элите средневекового общества и были среди тех немногих, кто имел хоть какое-нибудь образование. Деревенские священники были менее образованы, чем их коллеги из больших приходов. Они едва умели читать и писать, у них не было библиотек, и они наизусть заучивали литургию. Они были не слишком обеспечены, как правило, работали на полях или держали скот, как и другие крестьяне. Они не приносили обет безбрачия, могли наслаждаться народными развлечениями и играми, танцевать или посещать корчмы. Со временем более свободные нравы и упадок образования стали широко распространены в городах и монастырях. Напротив, священники в больших приходах и городах владели различной собственностью и, за исключением церковных служб, не занимались каким-либо физическим трудом.

В обязанности священника входили массовые богослужения и подготовка к ним, выслушивание исповедей, забота о храме (его эксплуатация и оформление), посещение бедных и больных, организация сбора денег в благотворительных целях, сбор пожертвований, проведение обрядов крещения и бракосочетания, исповеди и похороны.

Похожие игры…

Читайте также: