Кодекс — iv

Иоганн II, князь Лихтенштейна

Член совета моравского маркграфа — Йоста Люксембургского, который, будучи одним из немногих моравских лордов, не сражался против короля вместе с Йостом. Лихтенштейны были богатой семьей, владевшей поместьями в Штирии и Нижней Австрии с XII века, а их столицей был Микулов (Никольсбург). Лихтенштейнские князья были в тесном союзе с Габсбургами и Люксембургами. В войне против Сигизмунда Ян Лихтенштейн поддерживал Вацлава, помогая спасти его из плена, но тем самым впал в немилость австрийских герцогов, которые конфисковали его поместья вокруг реки Дунай и взяли его в плен. После смерти Вацлава Лихтенштейны стали союзниками Сигизмунда.

Источники света

Основным источником света в доме после захода солнца были очаги или камины. Если этого было недостаточно, чтобы осветить дорожки или жилища, в Средние века использовали факелы с тканью или жиром, масляные лампы, фонари, подсвечники или свечи. Керамические или металлические масляные лампы имели форму чаши, иногда с ручкой в виде ушной раковины. В них был фитиль, пропитанный маслом, а позже промазанный воском. В богатых домах были люстры со свечами, подвешенные на цепях к потолку. В деревнях были простые лампы с горящим жиром вместо растительных масел и факелы из расщепленой древесины. Сальные свечи воняли, чадили и капали. Их нужно было постоянно вытирать, а жир собирать для повторного использования, поэтому их использовали с подсвечниками в виде чаши.

В Центральной Европе в Средние века пчелиный воск считался чрезвычайно ценным товаром и часто использовался в качестве средства обмена между гильдиями (оплата воском).

Иудеи

Евреи поселились в Моравии и Богемии, вероятно, еще до X века. Первоначально их считали иностранцами, которых римляне отправили в изгнание. Еврейские торговцы обосновались в основном вдоль дальних торговых маршрутов в крупных центрах, к которым в раннем Средневековье относились Оломоуц, Брно, Зноймо и центральные районы Эльбы. Тем не менее, большинство из них проживало в Праге — сохранились записи о 120 домах в выделенном им районе Старого города. Они находились под правовой защитой декретов Вацлава II и впоследствии Карла IV. Однако на протяжении веков их успехи в области торговли и финансов приводили к протестам со стороны различных социальных слоев и особенно Церкви. Евреи действительно ввозили ценное золото и обменивали его на лошадей, меха или рабов. Их права стали постепенно ограничивать: они не имели права покупать землю или дома, им приходилось жить в специально отведенных кварталах, им разрешалось давать деньги в долг под проценты (ростовщичество) и торговать только там, где они не составляли конкуренции, в то же время им запрещалось работать в качестве ремесленников и фермеров. Дискриминация евреев также подчеркивалась принудительными знаками отличия: им приходилось нашивать на одежду желтый круг, или прикреплять к ней желтую ленту, или носить особый головной убор, женщины должны были носить желтую ленту в волосах, а мужчины не должны были брить бороды. Церковь традиционно возлагала на них вину за то, что они были убийцами Христа и проводили языческие ритуалы.

В Средние века евреи считались королевской собственностью и находились под защитой короля. Если горожане устраивали погром (поджигали еврейские дома и убивали их жителей), им приходилось выплачивать королю огромные репарации. Некоторые короли с нетерпением ожидали таких погромов как хороших источников дохода, другие защищали своих евреев. Например, Вацлав IV предоставил пражским евреям право иметь собственный город в Праге со своей стеной и шестью воротами, но даже это не помогло защитить их от погрома в 1389 году, когда король был в отъезде. После своего возвращения он наложил огромный штраф на организаторов погрома, и погромы на некоторое время прекратились. Но во времена гуситов все началось снова.

Йост Моравский

Йост Моравский был маркграфом Моравии с 1375 года и курфюрстом Бранденбурга с 1388 года; он также был избран королем Германии за 15 недель до своей смерти (1410-11). Он был сыном Иоганна Генриха Люксембургского и племянником императора Карла IV. Он добился высокого положения в Европе из-за военных и политических интриг, направленных прежде всего против членов его собственной династии, в частности, Вацлава IV, против которого он сражался вместе с моравским войском в так называемых войнах маркграфов.

Сначала он поддерживал Сигизмунда Люксембургского, когда тот пытался захватить чешскую корону, но в 1403 году он стал сражаться против него вместе с Альбертом IV, герцогом Австрийским, приняв участие в восстании. Вероятно, он ранее поддерживал Сигизмунда больше руководствуясь своими интересами — тогда казалось, что Вацлав будет свергнут, а Сигизмунд, или даже сам Йост, могут занять его место. Его борьба с Вацлавом принесла ему и другим дворянам множество привилегий. Затем, в 1402 году, когда ситуация изменилась, он восстал против Сигизмунда и даже сыграл важную роль в освобождении Вацлава из плена. Мы не знаем, были ли эти перемены вызваны хитростью или совестью, но, на удивление, он до конца жизни оставался верен Вацлаву IV.

В конце своей жизни он даже выступил против Сигизмунда на выборах короля Германии и победил. Но он недолго наслаждался короной, и вскоре умер.

Йост был не только отлично разбирался в политике, но был и очень экономным человеком — многие правители, включая самого Сигизмунда, были должны ему крупные суммы денег. Тогда даже говорили, что именно Йост, а не Вацлав или Сигизмунд, был истинным некоронованным монархом Богемии. Однако во время событий, описываемых в нашей игре, он был по уши в долгах.

Каменщики

Кодекс - iv

Каменщики (каменотесы) занимались добычей и обработкой камня. Среди наиболее распространенных видов их деятельности — добыча каменных блоков из камня, разделение их на мелкие куски, шлифовка, резка и полировка, а также, но не в последнюю очередь, обработка камней для изготовления из них строительных блоков или элементов сводов.

Первое упоминание об организованной гильдии каменщиков в Богемии относится к XIV веку. Покровителями каменотесов и каменщиков считались святой Рох, святой Иосиф, а также в некоторых местах святая Варвара и святой Прокопий. Обработка камня нашла применение в основном в строительстве.

[Клеймо мастера-каменщика]

Клеймо мастера-каменщика было графическим символом, нанесенным на поверхность готового камня, но не являлось подписью автора. По количеству готовых и промаркированных каменных блоков определялся размер платы. Каждый мастер либо добивался получения клейма, либо оно выдавалось ему в какой-то момент ученичества. Клеймо сохранялось за ним на всю жизнь.

Карл IV

Talesrunner code war IV Code 7


Карл IV Люксембургский, урожденный Вацлавом, сын короля Иоанна Люксембургского, был вторым членом династии Люксембургов, который стал королем Богемии (1346-1378) и первым, кто был удостоен титула императора Священной Римской империи (1355-1378). У него также было много других титулов: маркграф Моравии, граф Люксембурга, король Италии, король Германии, король Бургундии.

Он прославился своими дипломатическими навыками и эрудицией, и активно пытался укрепить свою позицию и обеспечить выживание своей линии в Европе, особенно в Чехии, Моравии и Германии. Он хорошо говорил на нескольких языках, а при французском дворе его учил не кто иной, как будущий папа, Климент VI.

Во время его правления Прага и земли чешской короны претерпели крупные преобразования, став мощным политическим, экономическим и культурным центром. По этой причине этот период его правления известен как Золотой век. Он начал строительство многих превосходных зданий, которые в связи с этим носили его имя, в том числе Карлов университет, Карлов мост и замок Карлштейн. Он стремился подчеркнуть роль религиозной веры в обществе. Он возродил культы Святого Вацлава, Святого Сигизмунда и Святого Вита, посвятив им различные религиозные здания, среди прочих — Пражский собор.

Он был женат четыре раза и у него было тринадцать детей, большинство из которых умерло в младенчестве. Наибольшую известность получили его сыновья Вацлав и Сигизмунд, которые впоследствии правили чешскими землями.

Карманники и грабители

Карманные и мелкие кражи чаще всего случались при большом скоплении народа, в корчмах или на дорогах, в торговых рядах, среди толп возчиков или паломников. Добычу предлагали на продажу в других питейных заведениях. Воровство считалось нечестным ремеслом, и личности злодеев были хорошо известны в окрестностях — если, конечно, им долго удавалось избежать правосудия.

Книги и библиотеки

Собирать и хранить документы в письменной форме начали еще в древние времена, но варвары, разграбившие Рим в V веке, уничтожили огромное количество древних рукописей, так что многие манускрипты дошли до нас окольным путем через арабские страны.

Для записей использовались разные материалы: кусочки ткани, папирус или пергамент (материал из недубленой сыромятной кожи животных). Пергамент был дорогим, поэтому он использовался в основном для манускриптов и записях о привилегиях из-за его значительно большей продолжительности жизни. Наиболее широко распространенным материалом была бумага. Что касается используемых письменных принадлежностей, то это были перо для письма, граверный резец, кисть или тростниковая палочка, древесный уголь и мелки.

Переписывание книг было привилегией монахов. Каждая книга была уникальной, тщательно оформленной, текст был насыщен подробными описаниями и все делалось вручную. Изготовление книг занимало много лет, что делало их очень дорогими. Основные работы того времени были написаны на латыни, но в Средние века появилась литература на соответствующих национальных языках Книги делались очень тяжелыми (такими, чтобы их было трудно украсть) и содержали большое количество страниц. И хотя существовали и миниатюрные настольные книги, были и такие, которые не мог поднять один человек.

Не только из-за их ценности, но и для защиты от уничтожения важные документы часто хранили в сундуках или в шкафах. Значительно позже появились библиотеки, где тома были прикованы цепью к читальным столам.

В библиотеках нуждались административные учреждения и школы и в еще большей степени — университеты. Самые большие собрания книг были найдены в Сорбонне, Оксфорде и Карловом университете, которому дарил книги сам император Карл IV. Церкви и знатные дворяне также хвастались частными коллекциями, хотя не каждый из них умел читать.

Кожевенник

Кодекс - iv

Кожевенник (скорняк) — это ремесленник, который выделывал и обрабатывал шкуры животных. После размягчения он передавал их сапожникам, шорникам и другим мастерам, которые превращали их в одежду, сумки, фляги и т. д.

Это была неприятная работа, потому что кожу нужно было быстро очистить от жира и сохранить, чтобы она не испортилась, для чего ее обычно вымачивали в моче. В связи с неприятными запахами, сопутствующими их работе, кожевенники селились на окраинах городов и принадлежали к той же социальной группе отверженных, что и палачи, живодеры и проститутки.

Чтобы превратить шкуру в материал для обуви или одежды, после свежевания животного сначала ее нужно было тщательно вымочить в воде. После размягчения с нее соскабливали остатки крови и мембран специальным длинным кривым и тупым ножом. Чтобы избавиться от волос, шкуру нужно было вымачивать в известковой воде или натирать гашеной известью, а затем вычищать. Затем ее обрабатывали квасцами, рыбьим жиром или дубильными веществами из коры дуба, бука или других деревьев. В течение всего этого продолжительного процесса шкура смягчалась, предохранялась от разложения и иногда изменяла свой цвет. В конце процесса шкуры на несколько недель погружали в чаны или ямы, наполненные мочой. Затем полученную таким образом кожу сушили, окрашивали или полировали.

Колдовство

В чешских землях колдовством считали любые обряды (главным образом проводимые женщинами), связанные с черной магией и направленные на нанесение вреда, а не на помощь. В раннем Cредневековье колдовство подразделялось на белое — благотворное и, в основном, связанное с исцелением, и черное — проклятия и злоупотребление магией в темных целях. Магия охватывала такие области как предсказание, некромантию, алхимию, травничество, укоренившиеся языческие обычаи и ритуалы, которые первоначально были частью средневекового общества. К концу XV века все это привело к охоте на ведьм и преследованиям тех, кто практиковал магию. Преследования достигли пика на рубеже XVI-XVII веков, когда сотни людей стали жертвами рвения охотников за ведьмами. Появилась инквизиция, было много суеверий и полуправды, связанных с колдовством, и только некоторые из них имели под собой основание. Несмотря на то, что многие были осуждены и приговорены в течение всего этого периода, большинство обвиняемых в ереси или в колдовстве избежали наказания. Напротив, часто наказывали тех, кто их обвинял, так как эти обвинения оказывались необоснованными. Значительно больше людей пало жертвами спонтанного самосуда и фанатичных самопровозглашенных инквизиторов, чем было приговорено к сожжению на костре в соответствии с законом.

Конрад Кейзер

Конрад Кейзер из Эйхштадта был сторонником короля Вацлава IV и автором книги Беллифортис (Сильный в войне), посвященной военным искусствам, которая является самым известным сочинением на данную тему на территории Богемии. Написанная на латинском гексаметре, книга состоит из 140 пергаментов с несколько непонятным текстом. Он сопровождается подробными рисунками самого Кейзера.По всей видимости книга была очень популярна на момент ее написания, о чем свидетельствует тот факт, что до наших дней дошло более тридцати рукописей.

Лояльность Конрада Кейзера чешскому королю подтверждается рядом рисунков в рукописи, хранящейся в библиотеке Гёттингенского университета, в частности изображением королевской палатки с символами Вацлава IV, таких как венок и буква W. Главный текст предваряется прологом и длинным посвящением королю Германии Рупрехту III Пфальцскому, что, вероятно, было попыткой поступить к нему на службу. К сожалению, мы так никогда не узнаем, почему он не посвятил свою работу Вацлаву IV.

Десять глав посвящены вооружению, осадным машинам и различным способам осады башен и замков. Они включают в себя рецепты для приготовления лекарств и инструкции по приготовлению ванн, сведения о пыточных устройствах и поясах целомудрия. Книга завершается элегией, написанной самим Кейзером, за которой следуют его портрет, дата рождения и сведения о родителях, а также гороскоп, составленный в мае 1402 года.

Беллифортис представляет собой сборник сведений об осадных машинах и военной технике, хорошо известной в эпоху Кейзера. В основе книги лежат различные предыдущие работы Кейзера, в том числе De mirabilibus mundi и Liber ignium Маркуса Грекуса. Некоторые части работы также основаны на его личном опыте.

Контрабанда

В Средние века контрабандой назывался ввоз в город или вывоз за пределы города любых товаров без уплаты экспортных или импортных пошлин. Контрабандисты должны были знать альтернативные способы доставки товара и уметь уклоняться от сбора налогов. Когда они проезжали через ворота, они использовали телеги или корзины с двойным дном, или даже перебирались через стены по ночам. К наиболее выгодным контрабандным товарам относились текстиль, специи, вино и другие малодоступные товары, облагавшиеся высокими налогами.

Корона Святого Вацлава

После коронации короля Богемии Карла IV была изготовлена новая уникальная церемониальная регалия — корона Святого Вацлава. Она была сделана из старой короны Пржемысловичей, и сам монарх посвятил ее святому Вацлаву. Ни одному чешскому королю не разрешалось носить ее, но он мог за плату одолжить ее на коронацию. Корона изготовлена из чистого золота и украшена драгоценными камнями и жемчугом. Сейчас она хранится в специальном помещении за семью замками над часовней Святого Вацлава в Пражском соборе. Ключи находятся у высших чинов чешского государства, президента, премьер-министра, архиепископа Праги и т. д. Существует легенда, гласящая, что если корону наденет на голову любой, кроме ее законного владельца — чешского короля, он вскоре умрет. Говорят, что во время Второй мировой войны нацистский рейхспротектор Богемии и Моравии Рейнхард Гейдрих примерил ее и вскоре принял смерть от рук убийц. Вероятно история вымышленная, но, безусловно, интересная…

Корчмы и их владельцы

Само по себе чешское слово, обозначающее корчму, hospoda может происходить от латинских слов hospes — гость, hospitium — гостеприимство, приют. Но более вероятна этимология от старославянского gospod, gospodja — хозяин дома.

Корчмы были неотъемлемой частью всех средневековых деревень. Первоначально пиво подавалось в так называемом мазхаузе, на первом этаже муниципального дома, у владельца которого были права на пивоварение, а специальные корчмы и постоялые дворы появились позже. Они служили местами для социальных игр, встреч, торговли или ночлега. На некоторых постоялых дворах были комнаты для ночлега, специальные конюшни и места для повозок — они назывались заезжими постоялыми дворами и располагались за городом на перекрестках или вдоль торговых путей. Сидячие места для еды и питья чаще находились внутри здания, а не снаружи.

О Вацлаве IV говорили, что он очень любил посещать корчмы, чтобы послушать, что говорят о нем местные жители. Он также проверял, соблюдают ли владельцы таких заведений его указы.

В Средние века спиртные напитки пили повсеместно. Немцы, русские и чехи, в частности, были легендарными пьющими нациями Европы. С наступлением темноты или, когда ночной сторож начинал обход, наступал формальный комендантский час, хотя пить и пировать часто продолжали до раннего утра.

В KCD мы попытались сохранить образ средневековых корчем в соответствии с дошедшими до нас первоисточниками.

Крестьянин

Кодекс - iv

В средневековых деревнях жило около 90% населения всей страны, большая часть которого занималась сельским хозяйством и животноводством. Несмотря на то, что крестьяне были свободными и их хозяйства полностью принадлежали им, земля, на которой они находились, арендовалась у короля, или, скорее, у дворянина, который получил ее от короля в феодальное владение. Они выплачивали за аренду часть своего годового дохода — деньгами, медом, пшеницей или другими товарами.Иногда им даже приходилось работать на дворян, т. е. бесплатно обрабатывать земли, принадлежащие феодалу.

Земские советы в XV и XVI веках запрещали простолюдинам носить оружие и заниматься охотой. По особому разрешению своего лорда они получали право охотиться на зайцев или мелких птиц.

Крещение

Согласно христианскому учению, крещение — это ритуальное очищение от первородного греха, и без него нет спасения (первородный грех обрекает на смерть всех людей, начиная с Адама). В раннем Cредневековье взрослые, которые сознательно приняли христианство, должны были пройти обряд крещения, в то время как в разгар Cредневековья крестили даже маленьких детей. Если ребенок умирал преждевременно (т. е. некрещеным), его душа не могла попасть на небеса, и тело не могло быть захоронено в священной земле. Крещения проводились в основном во время религиозных праздников (особенно на Пасху), и в церквях для этого были специальные крестильные купели — баптистерии.

Кузнец

Кодекс - iv

Кузнечное дело с древних времен было одной из самых важных профессий, потому что железо было очень ценным сырьем. Раньше его добывали не глубоко в земле, а только с поверхностных месторождений. Ни одному кусочку не давали пропасть впустую — люди хранили даже использованные гвозди. Практически в каждом замке или деревне был свой кузнец, который ковал почти все необходимое для сельского хозяйства (ножи, топоры, серпы, плуги, мотыги и т. д.). Другие кузнецы специализировались на изготовлении мечей, шлемов, копий, сбруи, замков и украшений.

Кузница часто представляла собой навес со стеной. Необходимое оборудование состояло из больших мехов, наковальни, щипцов, молотов, кернеров, напильников и т. д. В хорошо оборудованной кузнице кузнец мог поддерживать температуру до 1400 ° С.

Купальни и купальщицы

Кодекс - iv

Там, где гигиена и мытье не были на должном уровне, большой популярностью пользовались общественные бани или купальни. Они появились в Центральной Европе примерно в XII веке. Купальни были буквально в каждом городе, и иногда таких заведений было даже несколько. Здесь была горячая вода: для купания или для парных. В те времена для получения пара воду лили на нагретые плиты из железа или на камни. Банщики и банщицы помогали посетителям совершать омовение, люди мылись в ваннах, деревянных чанах и лоханях.

В Богемии купальни появились с раннего Средневековья, и их число неуклонно росло. В Праге во второй половине XIV века было 47 общественных бань, а к XV веку бани начали посещать не только богачи, но и представители более бедных слоев общества. Даже существовало правило по которому банщики обязаны были раз в квартал открывать двери своих заведений для бедных и студентов. Купальни обычно принадлежали муниципалитету и сдавались в аренду банщикам. Помимо муниципальных и частных бань в домах дворян и богатых горожан были также и частные бани.

В XIII и XIV веках бани были тесно связаны с проституцией. В частности в XIII веке проституция в банях получила широкое распространение, и почти не осталось заведений, где бы не предлагались сексуальные услуги. В более богатых городских банях также работали аптекари, массажисты, кочегары и уборщики. В деревнях банщику приходилось все делать самому.

Купцы

Купцы были двух типов — оседлые (постоянные) и бродячие (появлявшиеся иногда). У оседлых купцов были постоянные лавки в городах и деревнях, в то время как бродячие купцы продавали свои товары только на рынке. На рынках (работавших раз в неделю) и ярмарках (проводились два раза в год) также предлагались товары местных лавочников, приезжих и коробейников или лоточников — уличных торговцев без постоянного места. У владельцев лавок были свои постоянные лавки на площади, торговцы управляли маленькими лавками и имели право продавать товары, которые они покупали у ремесленников.

Деревенские жители приобретали товары у соседних ремесленников, в местной корчме или у купца, который привозил товары из крупных поселений. На рынках товары из деревни обменивались на товары, произведенные и доступные в городе. Условия торговли устанавливались местным правителем, например, только местные купцы, которые поклялись соблюдать свободы, предоставляемые правами города, могли беспрепятственно продавать свои товары. Только купцы из крупных городов могли позволить себе путешествовать за границу.

Торговля регулировалась множеством разных правил и законов. Если, например, выяснялось, что купец был нечестным и обвешивал покупателей, его строго наказывали.

Кутна-Гора

Кодекс - iv

Сейчас Кутна-Гора (бывший Каттенберг) — административный центр в Среднечешском крае в 70 километрах к востоку от Праги. Каттенберг (официальное название города в Средние века) появился благодаря открытию месторождений серебряной руды в его окрестностях и близости к Седлецкому монастырю, торгово-экономическому центру региона. Поселение получило права города в 1318 году. С тех пор вопросы, связанные с экономическим развитием города, решал так называемый урбурер или королевский клерк. Чтобы поддерживать работу монетного двора и рудников на высоком уровне и обеспечить безопасность, было выпущено несколько эдиктов, регулирующих добычу серебра (Ius Regale Montanorum).

Вскоре город разбогател и получил те же полномочия, что и Старый город в Праге. Самыми богатыми жителями Каттенберга были немцы. Низший класс состоял из горняков, плавильщиков, чеканщиков, ремесленников и прислуги. Практически каждый житель города так или иначе был связан с добычей серебра, чеканкой монеты или торговлей.

Найденное и добываемое серебро поддерживало развитие других чешских городов, в том числе, строительство новых зданий в Праге. Своим архитектурным обликом Каттенберг обязан Вацлаву IV. Во время его правления в городе были построены кирпичные или фахверковые дома. Также были построены церкви, монетный двор и другие общественные здания. Даже в наши дни в Каттенберге ощущается готическая атмосфера.

Похожие игры…

Читайте также: