Train fever: превью
«Ламповые», по-настоящему интересные экономические стратегии прорастают под светом энтузиазма и на почве кропотливого труда отдельных гениев. Такие игры, словно шахматы, существуют десятки лет, становятся известными во всем мире и навсегда собирают вокруг себя тысячи поклонников. Самыми почтенными представителями жанра по праву считаются именные творения Уилла Райта (Will Wright) — SimCity 1984-го года; Питера Молинье (Peter Molyneux) — Populous 1989-го; Криса Сойера (Chris Sawyer) — Transport Tycoon 1994-го. Их бессмертный дух вдохновляет новичков индустрии на создание качественных реинкарнаций прошлого.
За последние несколько лет экономические стратегии пережили настоящий бум ремейков: SimCity (2013), Traffic Giant в лице Cities in Motion, Patrician 4, Port Royale 3 и так далее. В чем-то адепты уступают оригиналу, где-то превосходят прародителей. Самое главное — они не остаются без внимания современных студий и издательств. В честь двадцатилетия Transport Tycoon команда профессиональных разработчиков этой весной спустит с краудфандингового стапеля эталонную транспортную стратегию, имеющую все шансы стать новой легендой нашего времени. Дамы и господа, встречаем — Train Fever!
Жажда приключений и познания нового заставляет персонажей из Train Fever пользоваться услугами транспортных магнатов.
Краудфандинговый старт с научной подоплекой
К настоящему моменту автор оригинала Крис Сойер не забросил старое дело. В его списке успешных игр недавно появился ремейк Transport Tycoon для планшетов. Не хочет ли он вернуться к настолкам? Увы и ах. Крис долгое время воевал с «аддонщиками», которые мечтали на базе кода оригинальной игры создать усовершенствованный вариант — OpenTTD, лишенную недостатков классического тайкуна и, разумеется, коммерческих выгод. После он ввязался в затяжные судебные препирательства с издателями в погоне за денежными роялти, которые ему показались слишком маленькими. Теперь он кует на базе имеющихся наработок что-то свое в заведомо прибыльной сфере приложений для портативных устройств. И здесь самое место сказать: «Крис уже не торт».
А вот молодые и перспективные швейцарцы из Urban Games полны сил и желания создать интересную долгоиграющую транспортную стратегию с добавлением новейших технологий, подробных симуляций и привлекательной визуальной части. В 2012-м году они возложили надежды на краудфандинговую платформу Gambitious, где всего за год получили разными каналами (включая внешние инвестиции) более 800 тысяч евро. И это единственный на сегодняшний день разрабатываемый проект, который имеет серьезную научную базу.
В 2009-м коллективными усилиями на базе собственных исследований команда сформировала доклады для Eurographics, где затрагиваются темы динамического моделирования городской местности, симуляции зонального развития территорий, прогнозирования процессов уплотнения застройки центров и рассредоточения периферии поселений. Их описания и новации заинтересовали научное сообщество и ряд инвесторов. За год они спроецировали теорию на альфа-версию трехмерного движка, где с использованием технологий CityEngine возможно проводить симуляции строящегося города в реальном времени.
Поскольку все участники Urban Games горячо увлечены видеоиграми и в том числе транспортными стратегиями, долго раздумывать над дальнейшими шагами не пришлось. Осталось лишь собрать достаточное количество денег для реализации своих планов на примере конкретной игры. Поклонники жанра инициативу поддержали с такой активностью, что девелоперы незамедлительно взялись за дело, не дождавшись завершения краудфандинговой программы — ее финал был предопределен.
В городе есть жилые дома и заводы, поэтому офисы переместились в центр и растут ввысь вместе с прибылью, привлекая мигрантов из провинции.
Скромный маркетинг по-швейцарски
Так был зачат проект транспортной стратегии Train Fever, напоминающей концептуальную смесь Transport Tycoon, Locomotion, Railroad Tycoon, Transport Giant и Cities in Motion. В данный момент проходит самая активная стадия разработки, когда до блеска отшлифовываются базовые элементы и все еще внедряются дополнительные возможности. Urban Games рассчитывает пройти по коммерческой схеме представителей игр ААА-класса. Она обещает выпустить основную часть игры в мае и в дальнейшем ее улучшать за счет объемных DLC и бесплатных обновлений. Такой подход, по мнению авторов, позволит без авралов и спешки продолжать работу даже после релиза.
Многообещающе, не правда ли? За последние месяцы мы не раз испытали разочарование от «кикстартеровских» амбиций. Поэтому доверять одним лишь словам будем с исключительной осторожностью. И все-таки встречаются еще свои герои среди желающих нажиться на доверчивости пользователей. Возможно, именно Train Fever станет замечательным примером успешного воплощения «хотелок» игроков. По крайней мере, на сегодняшний момент все необходимые предпосылки имеются в достатке. Представители Urban Games смело смотрят правде в глаза и не виляют хвостом на манер Maxis, когда любопытные фанаты одолевают их неудобными вопросами.
Кто-нибудь из вас помнит, как перед выпуском SimCity (2013) разработчики общались с сообществом? «Какого размера в этой игре будут карты? — Карты будут достаточно большими, на них непременно поместится город с небоскребами!» В итоге мы получили лоскутки территорий размером 1,7 x 1,7 километров. В Urban Games тоже избегают цифр. Но не потому, что они не подходят в качестве маркетинговой уловки. Понимаете, просто в Швейцарии такой менталитет — хвастаться там не принято. Вместо 1,7 x 1,7 километров квадрат карты мира в Train Fever обладает сторонами 16 x 16 километров. Да это даже больше, чем в Cities in Motion 2, где предложены локации 8 x 8. А ведь их еще до сих пор никто не смог полностью застроить.
Свежеиспеченный транспортный тайкун обещает задействовать каждый свободный метр размашистых пространств. Начиная с 1850-го года и до 2000-го карта постоянно видоизменяется. Что ждет игрока дальше? Никто не знает. Уровня футуристической Cities of Tomorrow, конечно, ожидать не стоит. Мы просто изучаем этот миниатюрный мир, чтобы помочь живущим в нем персонажам добираться до тех мест, куда они мечтают попасть. Автомобильные трассы, железные дороги, морские и речные артерии, авиалинии… Инструментарий богат. Но обо всем по порядку.
Таких городов на карте площадью 256 кв. км в Train Fever размещается более сотни.
Городам — заводы, селам — фермы, детям — мороженое!
Главная особенность Train Fever — встроенная в транспортную стратегию автономная градостроительная игра, которая неподвластна нам. Но не расстраивайтесь — вместо нас ей управляет кремниевый мэр. Небольшие деревни, фермы, поселки, районные центры и мегаполисы находятся во власти искусственного интеллекта. Населяют этот мир различные персонажи. Как это водится, они хотят зарабатывать деньги и удовлетворять свои потребности в еде и товарах.
Если в городе есть индустриальный район, тогда для горожан найдется работа. Если на заводах что-то производится, то полученный товар отвозится на переработку, чтобы в итоге получить готовую продукцию. Реализуется она уже на рынках и в магазинах, где поселенцы любят погулять. Они радуются жизни, поедая вкусный бутерброд в собственном доме. С подъемом счастья в благополучном городе в него устремляются жители окраин.
Уголь, железная руда, нефть, скот и зерно формируют сырьевую основу товаров. Понятное дело, шахты, нефтяные вышки (появляются к середине игры) и карьеры находятся не там, где удобно мэрам городов и транспортникам, а там, куда природе угодно навалить полезных ископаемых. Рукотворные заводы же, наоборот, строятся поближе к цивилизации. Переплавляющая руду в сталь мануфактура запросто придет в упадок, если в округе не найдется геологических раскопок. То же самое с фермами. Ни один огородник не захочет выращивать зерно и экологически чистых коров по соседству с фабрикой. Скорее всего, он поселится в удаленной деревне на склоне горы или на полях, богатых черноземом.
В Urban Games обещают разумное расположение городов, сел, заводов и шахт. Движок выбирает на карте места для стройки с тщательным «изучением» территорий. Например, пшеничное поле посреди леса в Train Fever не появится, как и завод в деревушке из трех домов. Это очень значимое свойство для подобной стратегии. В тех же Transport Tycoon, Simutrans и Locomotion нелогичное автоматическое размещение производств зачастую портило весь игровой процесс.
Встроенный симулятор роста города и зонального развития в действии.
Хитрые города: процедурные здания и зональная стройка
Каждое поселение уникально. Как мы уже знаем, Train Fever использует научные исследования в области моделирования градостроительного развития. Игра активно делит города на зоны. Жилые, коммерческие и производственные районы не могут перемешиваться в хаотичном порядке в реальной жизни. Предложенная Urban Games симуляция развития города на первом этапе создает сетку улиц и потенциальные направления расширения границ с учетом ландшафта, радиальной, лучевой или прямоугольной планировки и многих других факторов. На втором этапе распределяются зоны. Жилые рядом с коммерческими, но вдали от индустриальных. На третьем этапе включается процедурная динамическая система генерации зданий из нескольких блоков. Она формирует уникальные и неповторимые постройки.
Верно, отныне никаких одинаковых домов! Одна и та же улица в разное время без участия игрока будет выглядеть иначе. В 1850-м году ее украсят деревянные или каменные постройки. В 2000-м игра выберет стальные каркасы или пеноблоки. Меняется внешний вид, предназначение и вместимость зданий за счет пристроек. Возможно, старый дом снесут, а на его месте появится новомодный торгово-развлекательный центр (как знакомо, верно?). В худшем случае город покидают все жители, а оставшиеся улицы превращаются в заброшенные трущобы.
Без нашего участия искусственный интеллект доступными ему средствами пытается дать жителям все, что им нужно. В городах работает муниципальный транспорт. Промышляется сырье, грузовики перевозят его на заводы, а затем готовые товары с конвейера отправляют прямо в магазины. Человечки путешествуют между деревнями и городами на своих двоих, на лошадях (на ранних этапах игры) и на автомобилях (на поздних). Чтобы связать окраины с центрами, виртуальное правительство строит дороги и новые здания. Другими словами, игра независима и автономна, будто масштабный макет с двигающимися модельками.
К моменту релиза Urban Games не успевает подготовить полноценного конкурента, управляемого искусственным интеллектом для строительства транспортной империи. Не будет и многопользовательского режима. Хотя и то, и другое запланировано запустить позднее. Под необходимый код сейчас оставляют место в скриптах, а некоторые его куски пишутся фоном к основной работе. Таким образом, у виртуальных поселенцев только мы и остаемся единственным шансом на превращение скучной провинции в богатый центр.
Кстати, в Train Fever мы не бездушный бог с названием транспортной компании. Разработчики предлагают нам выбрать протагониста. Каждый из представленных героев имеет некоторые особенные умения. Инженер получит бонусы в скоростях, ремонте и содержании больших дорогих объектов. Бухгалтер определяет основные потребности компании, ведет подробную статистику и лучше всех управляется с расходной частью бюджета. Предприниматель — спец в деловых переговорах с муниципальными властями. Его навыки позволяют добиться самых выгодных субсидий от города на реализацию правительственной транспортной программы. Последний персонаж — «акула бизнеса» — особенный. Он, как режим «Песочница» в SimCity (2013), читерский.
С течением времени новые игровые здания будут использовать улучшенные строительные материалы.
Первым делом железная дорога
Инструментарий для строительства мегапроектов в нашем случае еще шире, чем у господина Якунина. Кроме железных дорог нескольких типов с сигнализацией, мостами и тоннелями, как в Сочи, мы можем создавать практически всю остальную транспортную систему. Те же автомобильные дороги строит как виртуальное правительство, так и сам игрок. Несколько типов путей вплоть до четырехполосных трасс со светофорами и без, различными пересечениями, разноуровневыми развязками, трамвайными линиями и так далее. Причем покрытие совершенствуется от грунтовки до асфальта.
В финальной версии мы увидим малую часть транспорта от запланированного. Автобусы, грузовики, поезда и трамваи — всего 50 моделей подвижного состава, включая кареты с лошадьми и конки (конно-железная городская дорога) на ранних этапах игры. В планах доделать пассажирскую авиацию и троллейбусы, создать с нуля паромы и метро с подземными станциями. Urban Games выпустит их отдельными аддонами. Кроме того, студия всецело верит в сообщество модмейкеров, которые умеют работать в свое удовольствие на не менее профессиональном уровне. Поэтому расширение парка подвижного состава — лишь вопрос времени. Нам обещают предоставить весь необходимый софт, в том числе и конвертор анимации.
Когда для транспортной империи все готово, игроку предлагается разместить депо, закупить автобус или грузовик, а затем погнать его по первому маршруту. Если затраты на топливо и амортизации (содержание депо и ремонт) окажутся ниже выручки с рейса, тогда мы начнем получать прибыль. Экономическая ситуация в Train Fever динамически изменяется. Пока неизвестно, повлияет ли как-то на игру период Второй мировой войны, как это было в Cities in Motion, но в 2000-е топливо определенно влетит в копеечку.
Начинается игра с паровой и конной тяги. Со временем будет изобретена дизельная и бензиновая. При первой возможности следует электрифицировать инфраструктуру. В 2000-х выгода от использования электропоездов только вырастет. Например, высокоскоростные поезда могут оказаться идеальным способом путешествий между большими городами. Ну что, готовы запустить собственный «Сапсан»?
Железные дороги строятся несколькими способами. Ключевой инструмент — протягивание линии на карте, когда ландшафт автоматически изменяется под «СНИПовские» уклоны и повороты. Чем сложнее условия прокладки, тем дороже выйдет проект. В данный момент Urban Games ввела два типа железных дорог — старые (медленные) и современные (скоростные), а также два типа сигналов — путевые и маневровые. Составы не могут столкнуться или проехать друг сквозь друга. Они встанут в депо и сообщат о занятости участка. Таким образом, в Train Fever сигнализацию поставили во главу угла.
Проведя в город железнодорожную линию с объемным пассажиропотоком, мы можем столкнуться с проблемой отсутствия общественного транспорта. Ну приехал гражданин в Большой Бобруйск, а дальше куда? Горожане сначала выбирают цель, а потом следуют к ней любыми способами — вплоть до пешего хода (но в пределах разумных расстояний, конечно). И если в одну и ту же точку идут два разных автобуса, то персонаж выберет первый пришедший. Логично? Авторам Cities in Motion, Transport Tycoon и Locomotion так не показалось. Либо им просто не по душе сложный искусственный интеллект. В этих играх пассажир заблаговременно решает, каким маршрутом ехать, и отказывается от любого другого пути.
Помимо пассажирского транспорта создатели обещают внедрить в релизную версию Train Fever грузоперевозки.
Train Fever очень выгодно отличается своими логичными расчетами пассажиропотоков и связок «дом—работа—магазин» для каждого жителя. Поэтому важно удовлетворять потребности не только междугородних мигрантов, но и горожан, ведущих оседлый образ жизни. Автобусы для небольших поселений и трамваи для мегаполисов станут прекрасным способом подбора пассажиров с вокзалов и простого развоза населения на заводы, в магазины, в дома. Когда людей становится все больше, узловые остановки можно «апгрейдить», как здания в SimCity (2013). Платформы расширяются в длину, станции обзаводятся новыми строениями, их можно соединять в транспортные хабы с вокзалами.
Urban Games не намерена соперничать ни с одной транспортной стратегией. Авторы Train Fever мечтают создать уникальную в своем классе игру, где воплотятся все «хотелки» поклонников и масштабной Transport Tycoon, и городской Cities in Motion. Самоуправляющиеся поселения от мала до велика, процедурная генерация уникальных зданий, подробная симуляция производственных процессов и движения грузов, логичные пассажиропотоки, свободная планировка и строительство дорог, реалистичная прокладка железнодорожных путей в самых трудных условиях ландшафта, большое количество транспорта, «кастомизация» объектов, поддержка моддинга, колоссальные планы на DLC и обновления… Пусть Train Fever не будет лишена недостатков, мы все равно ждем ее с нетерпением, как возвращение легенды. Ведь целых 20 лет никто еще не предпринимал столь серьезной попытки возродить ценное творение Криса Сойера.