Все, что нужно знать о playstation 4
За последние годы положение Sony на рынке игровых приставок серьезно ухудшилось. Когда-то компания была королем мира: PlayStation 2 продается 155 миллионов раз и завоевывает титул самой продаваемой приставки в истории. Этому способствовало не только качество самой консоли, но и отсутствие внятных соперников: первый Xbox никакой серьезной конкуренции cоставить не мог.
Все изменилось с приходом нового поколения. Microsoft решила взять реванш и создала продукт, ни в чем не уступающий PlayStation 3: Xbox 360 спокойно работал с Unreal Engine 3, в стартовой линейке имел пару сочных эксклюзивов (вроде Gears of War), а по качеству социальных сервисов даже немного обгонял японцев. Развязалась великая война консолей, итоги первого тура которой можно подводить уже сегодня. Неожиданно для всех лидером стала скромная Nintendo Wii, взорвавшая мир нестандартной системой управления. А вот Microsoft и Sony разобраться между собой не смогли — известия об очередной смене лидера приходят до сих пор. Что, если сравнивать с былым успехом, можно считать провалом.
SOS с планеты Железяка
Вышесказанное — не экскурс в историю, а важный «политический контекст», который определяет ситуацию. PlayStation 4 — это шанс Sony провести работу над ошибками и снова занять лидерство на рынке. Именно поэтому она организовала собственную презентацию, именно этим обусловлены все особенности и инновации приставки.
Начать хотя бы с «железной» части. Главной проблемой PS3 была уникальная архитектура: многие разработчики признавались, что работать с консолью неудобно, а задействовать все мощности вообще практически невозможно. Отсюда меньше игр, выше стоимость разработки, хуже оптимизация продукта — проблема, которую необходимо решать.
PlayStation 4 изнутри выглядит почти как PC. Здесь вам и привычный процессор — восьмиядерный x86 от AMD, — и высокопроизводительная видеокарта от той же компании, и 8 гигабайт памяти GDDR5. Плюс стандартные мелочи вроде поддержки телевизоров высокого разрешения, модулей беспроводного доступа и портов USB 3.0. Эта конфигурация вызвала массу ожесточенных споров: пользователи посчитали, что сходство архитектуры дает им право сравнивать приставку с домашним компьютером, которому PS якобы проигрывает. Однако такому сравнению противоречат несколько факторов.
Прежде всего, единый разработчик видеокарты и процессора. Не стоит думать, что Sony просто выкупила у AMD ящик оборудования — железо создано специально для PS, хотя и на известной базе. Основные вычислительные устройства в прямом смысле «созданы друг для друга»: они не просто тонко настроены на совместную работу, но и физически размещены на одной плате. Это повышает производительность в разы как минимум из-за отсутствия привычных всем проводов.
Второй весомый аргумент критиков — 8 гигабайт памяти, которых «мало». Мол, для сегодняшнего PC это не цифра. Но не стоит забывать, что все современные игры используют 512 Мб памяти на PlayStation 3, а новое поколение предоставляет в 16 раз больше. И не просто больше, а в новом формате: GDDR5 является особой, высокоскоростной памятью, где обмен данными происходит в 8 раз быстрее. Это действительно много: с большими объемами система, вероятно, перестанет справляться. Вмешивается не только мощность самого процессора, но и масса других параметров (вплоть до ширины шин — дорог, по которым бегают байты), которые и становятся главным ограничением.
Не стоит забывать и о самом «детском», но верном аргументе: все-таки PC не является игровой платформой, поэтому априори не может использовать ресурсы настолько же рационально, насколько консоль. Мощности уходят и на работу ОС, и на фоновые операции (для последних, кстати, в PS4 выделен отдельный блок). Да еще и система индивидуальна — ни о какой «тонкой настройке оборудования» компьютер даже не задумывается.
Единственный неоспоримый технологический недостаток консоли — экономия энергии. Все оборудование обещает выделять меньше тепла, чем обычно, а значит, и выдавать несколько меньше мощности. Это плохо, но обосновано: инженеры просто снизили стоимость приставки, сэкономив на системе охлаждения. Одно из тех решений, которые позволяют продавать новое устройство по приемлемой цене.
…И восемь батареек в комплекте
О парадоксальности презентации новой PlayStation уже ходят анекдоты, ведь саму консоль публике так и не показали. Впрочем, не стоит придавать этому слишком большого значения: причины могут быть от банального «не успели» до рекламного «секрет, не покажем». Не увидели — и не жалко, ведь внешний вид корпуса ни на что не влияет. Куда занятнее поглядеть на периферийные устройства.
В первую очередь стоит обратить внимание на геймпад. В DualShock 4 прослеживается яркая наследственность: те же «шифты» под указательными пальцами, та же пара стиков и крестовина. Середину устройства занимает тачпад, примерно такой же, как на каждом втором ноутбуке. Внизу расположен небольшой динамик, а спереди горит трехцветный светодиод на пару с гироскопом, выполняющий функции Move (хотя полностью его не заменяющий).
Применение всему этому наверняка найдется. Тачпад порой может оказаться куда удобнее стика (позволит рисовать заклинания или правдоподобно перелистывать страницы, например). А динамик вполне подойдет для хоррор-игр, где игроку придется вслушиваться в шепот из темного угла. Наконец, световой индикатор поможет консоли определить положение игрока в пространстве, что можно задействовать хотя бы в файтингах при расстановке бойцов.
Разумеется, сама консоль лампочку геймпада не видит: это за нее будет делать свежая версия камеры Eye, которая теперь функционально дублирует Kinect. В комплекте съемка видео высокого разрешения, распознавание речи, жестов и мимики. Как это будет работать, видно на примере аналогичного детища Microsoft.
Занятно, что весьма тесно PS4 будет связана с PlayStation Vita, которая сможет использовать старшего брата в качестве вычислительной мощности. С помощью Wi-Fi на небольшой экран будет транслироваться игровой видеоряд, в то время как сама консоль может тихонько гудеть в углу комнаты. Причем в этой роли выступает не только Vita: есть информация о сервисе, который позволит использовать в качестве второго экрана смартфоны и планшеты.
Sony воссоздала на новой консоли буквально все технологические находки, которые есть вокруг. И это крайне важно: такой потенциал в принципе отменяет все «идейные» эксклюзивы. Разработчик, который очень хочет создать проект с управлением жестами, теперь не ограничен одним Microsoft, ведь все то же можно будет реализовать с помощью Eye. А если еще и учесть, что PS4 подает себя как «дружелюбную к девелоперам», у японцев намечается значительный перевес.
Если друг оказался вдруг…
Несмотря на серьезный рывок в вычислительных мощностях и обилие занятных девайсов, презентацию Sony народные массы все-таки признали провальной. Причина тому — не совсем правильно расставленные акценты. Общественность явно хотела больше игр и полигонов, а разработчики тем временем показывали инновации, которыми особенно никто не интересовался.
Однако если копнуть глубже, то next-gen именно здесь и кроется. Современный геймер гораздо менее чувствителен к хорошей графике: слишком уж все привыкли раз в полгода получать «вау»-эффект. Сама по себе необходимость обновления консолей появляется не только из-за нехватки мощности, но и из-за устаревших моделей взаимодействия, и Sony это понимает.
Прежде всего, переосмыслено общение геймера с самой консолью — она теперь настроена на мгновенную работу. Это значит, что, выбрав желаемый товар в магазине, вы не обязаны подолгу загружать его на жесткий диск: игра начнется практически сразу при помощи Gaikai, который до окончания загрузки файлов позволит играть «облачно». Этот же сервис отвечает за обратную совместимость с PlayStation 3, которая была утеряна при смене архитектуры.
Но главные инновации начинаются с кнопки Share, расположенной на геймпаде. Буквально это означает «поделиться»: несколько последних минут вашей игры теперь записываются, а потому любой эпизод можно сохранить и выложить в собственный профиль. Или, если запись вам не по душе, «расшаривать» можно непосредственно прямые эфиры. Вероятно, нечто подобное предложит и еще не анонсированный Xbox, ведь это вовсе не прогресс как таковой: возможность делиться видео является обычным делом, доступным PC-геймингу, и здесь консоли лишь скромно догоняют модные тенденции.
Действительно интересное вот где. Зритель, по словам разработчиков, сможет взаимодействовать с игроком, на которого он смотрит. Самый простой пример: пометить очередного монстра маркером «выбросить аптечку после смерти». А если играющему совсем уж плохо, можно вовсе взять штурвал в свои руки и пройти особенно сложный участок вместо товарища. Причем теоретически для этого не нужно покупать, загружать, устанавливать и запускать игру: представьте кнопку «предложить помощь» прямо в окне YouTube.
Уже эта небольшая возможность обещает такой «игровой опыт», какого нет больше нигде. Между геймерами возникнет мощнейшее постоянное взаимодействие на всех уровнях, смысл «игрового коммьюнити» радикально изменится. Представьте Heavy Rain, где игрок выбирает реплики, а случайно зашедший гость определяет реакцию NPC? Такого, разумеется, никто не показывал, но именно в эту сторону все и клонится. Игра перестает быть броском баскетбольного мяча в корзину — появляется некая единая игровая площадка с массой корзин и геймеров, находящихся рядом друг с другом. Было бы во что играть.
Зеленый свет хорошим играм!
Одной из серьезных претензий к PlayStation 3 являлось отсутствие внятных эксклюзивов в стартовой линейке. Sony постаралась учесть и эту ошибку, сообщив журналистам, что «все до одной внутренние студии работают над проектами для PS4». А это ни много ни мало 12 команд.
Первые результаты народных трудов зрители увидели еще в ходе PlayStation Meeting: аркаду Knack, гоночный симулятор Drive Club, потрясающее графикой фэнтези Deep Down (чья эксклюзивность подразумевается, но не подтверждена) и продолжения известных брендов InFamous и Killzone. Затесалось даже инди — The Witness, а в слухах регулярно мелькает Gran Turismo 6. Это все помимо мультиплаформ вроде Watch Dogs, The Witcher 3 и (по слухам) Dragon Age 3.
На этом Sony, разумеется, не думает останавливаться. Представители заявили, что не только откроют PlayStation Store для разного рода инди, но согласятся работать с новыми для себя моделями распространения: будет и free-to-play, и эпизоды. Времена господства дорогого «мыла», видимо, пройдут. Если такое положение дел действительно заинтересует разработчиков, то в новом поколении найдется с десяток новых Journey — а это весомый аргумент для приобретения консоли.
Именно об играх, вероятно, пойдет речь на предстоящей E3. Приставку уже анонсировали, основные позиции объяснили, но зрители оказались очень уж недовольны: ждали все-таки больше премьер и красивую графику. Для того чтобы бороться с Xbox (который, безусловно, будет купаться во внимании), нужно будет демонстрировать то, что хочет публика: технологии, игры и пресловутый «графон».***Новая PlayStation выбрала себе имидж «вашего самого доброго друга». Она изо всех сил старается угодить всем и сразу: разработчикам дает мощности и приятную для творчества среду, пользователям предоставляет мгновенную работу и новые возможности для обмена контентом. Представители компании, кажется, вообще не отвечают «нет» в интервью. Недавно, например, проскочила информация, что консоль поддержит перепродажу дисков. А это серьезные финансовые потери для участников рынка — зато экономия для юзеров. Все в народ.
О победе PS в битве консолей говорить слишком рано. Можно лишь с уверенностью утверждать, что заявка мощнее некуда. Перед сообществом приставка, которая действительно хочет казаться «открытой платформой», да еще и совершающей не только технологический, но и качественный, интеллектуальный прорыв. Остается лишь ждать ответа Microsoft — а ему стоит быть действительно впечатляющим.