Кодекс — v

Кухни

Средневековые кухни в деревнях, городах и при дворе сильно отличались друг от друга. В старину вся еда готовилась на улице, позже (во времена, к которым относится наше повествование) появились печи, служившие для обогрева дома, а также для приготовления пищи. В помещении некоторых кухонь все еще были открытые очаги, а дым отводился через маленькие окошки и вытяжные устройства. Так называемые черные кухни были в значительной степени особенностью корчем, мельниц, домов пасторов и усадеб — они получили свое название из-за темных почерневших стен вокруг места приготовления пищи.

Ледечко

Кодекс - v

Ледечко — небольшая деревня с мельницей. В XIV и XV веках деревня принадлежала Арнольду (Арносту) из Тальмберга. В деревне первоначально была вторая мельница — мельница Чучельника, которую теперь называют мельницей Кучельника.

Леса

Лес принадлежал королю, особенно в пограничных областях, и играл не только экономическую, но и стратегическую роль — засеки из срубленных деревьев были важными оборонительными укреплениями. С XIV века лес находился под защитой правителя, и только он решал, могут ли его подданные рубить деревья на строительные нужды. Правитель мог также позволить крестьянам пасти свой скот или жечь древесный уголь в своих угодьях, но при условии, что они не будут мешать самкам оленей выводить потомство. Крестьяне могли косить траву и сушить сено на лесных лугах, и им разрешалось ловить зайцев. Однако охотиться в лесах было запрещено всем, кроме их хозяина, и нарушителей ждало суровое наказание.

В лесах того времени в основном преобладали бук, сосна и дуб, и широко использовались лишь некоторые сорта древесины: дуб для водных сооружений, бук для изготовления древесного угля и т. д. В целом лесной покров в Средние века подвергся серьезному вмешательству и в некоторых местах был полностью уничтожен.

Летописи

С ранних времен именно образованные придворные или духовные лидеры писали хроники — литературные произведения, описывающие события, происходившие в их времена, жизни их правителей, великие битвы, а иногда и повседневную жизнь. Записи хранились в хронологическом порядке и даже сами даты предоставляют богатую историческую информацию. Они являются одними из лучших источников для изучения и пересмотра истории страны, знаменитых людей, мест, зданий и повседневных дел.Существуют различные типы хроник: глобальные, национальные, епископальные, монашеские, королевские, династические, провинциальные (отслеживающие генеалогию), городские, биографические или автобиографические, путевые заметки и многое другое.

К самым важным чешских хроникам относятся труды Козьмы Пражского и Далимила, хроника Каноника Вышеградского, хроники Сазавского монастыря и Збраславская хроника. Летописцы, как правило, жили в хороших условиях — большинство из них жило при дворе, у них был свободный доступ к более старым письменным документам и много времени, которое они могли посвятить своим трудам. Несмотря на то, что хроники являются наиболее ценным историческим источником, при их чтении и толковании необходимо учитывать их исторический идеологический подтекст: например, Козьма писал свои хроники с неприкрытой симпатией к Пршемысловичам, а Далимил проявлял сильную антипатию к немцам. Оба изредка смешивали факты с мифами и легендами (например, чешская история начиналась со строительства Вавилонской башни).

Некоторые из книг, которые можно найти в игре, представляют собой транслитерацию глав хроник Козьмы и Далимила — например, рассказы о прародителе чехов, войне девиц и т.д.

Литургия

Мессы в Средние века служили в тишине и на латыни. Средневековая месса отличалась от современной языком, подходом и отношениями между священником и его паствой. Люди стояли рядом с алтарем или ходили вокруг него, а священник читал литургию, один, без помощников, без проповеди, без причастия. Он стоял спиной к людям, лицом к главному алтарю, на большом расстоянии от верующих. Проповедь читалась отдельно от мессы в соответствии с особым ритуалом, а причащение святыми дарами было доступно людям только во время рождественских и пасхальных праздников.

Недоступность священного ритуала наряду с отвращением к положению дел в Церкви впоследствии переросла в гуситское революционное движение, которое сделало мессы и обряды причащения доступными для широких слоев населения.

Манеры

The Hour of Code is Here


Учтивостью или галантностью называли правила придворного этикета. Колыбелью галантности является Франция, а впоследствии — Англия, где сформировались эталоны красоты, образования, дипломатии и искусства. Считается, что галантность возникла из отношения рыцаря к своей даме: обожания, сложения стихов, приветствия, жестикуляции и послушания. Существовали также правила поведения во время пиров, совершения различных действий (например, как правильно залезть на лошадь или сесть за стол), правила, предписывающие защищать женщин и более слабых, и правила выражения своих чувств и эмоций. Важными элементами были язык, игра на музыкальном инструменте или танцы. Многие считали галантность проявлением мягкости, но, несмотря на это, она надолго стала определяющей в подходе высшего общества к правилам поведения и искусству.

Маркварт фон Аулитц

Он был гетманом или губернатором Праги, который, как и другие дворяне, недовольные королем Вацлава IV, видел, что Сигизмунд Люксембургский мог бы стать лучшим королем. Их мотивация была больше связана с деньгами и властью — с Вацлавом у них не было особых перспектив, а помогая Сигизмунду, они в будущем могли улучшить свое положение в обществе.

Мастера и подмастерья

Кодекс - v

Подмастерье помогал мастеру. Если он отправлялся в мир, чтобы заняться ремеслом, ему нужно было иметь свидетельство о профессии и необходимые инструменты. Очень редко подмастерья оставались в одной мастерской на целый год. Как правило, они проводили там всего несколько недель, за неделю предупреждая о своем уходе, и получали жалование в конце каждого дня. Если подмастерье уходил без предупреждения (сбегал), его объявляли вне закона и сообщали о нем всем мастерам, чтобы в дальнейшем никто не нанимал его на работу.

Учеником был мальчик, торжественно принятый в ученичество мастером. Это происходило после уплаты надлежащей суммы деньгами и пчелиным воском. Дети из обеспеченных семей обучались и прислуживали мастеру всего лишь один год, а детям бедняков приходилось отрабатывать свое обучение в течение нескольких лет.

Мебель

В конце XV века чешская мебель изготавливалась из досок и могла иметь сложную конструкцию. В качестве древесины использовался дуб, орех, ясень, липа, ель, лиственница или сосна. Поверхность обрабатывали пчелиным воском или льняным лаком. К концу готического периода начали использовать шеллачный лак. Окраска осуществлялась путем окуривания, обработки рассолом квашеной капусты или отбеливания известковой водой.

Столы и стулья были одинаковой конструкции с плоскими боковыми панелями или досками в форме буквы X. Сундуки могли быть различных размеров: для хранения сухих товаров, одежды или разных мелочей. Горожане спали на кроватях с драпировкой. Деревенские дома были обставлены очень просто. Крестьяне делали свою мебель из расщепленных и отесанных досок и столбов. В крестьянских избах спали на сене, положенном наземь.

Столяры и резчики украшали мебель орнаментами. Самая дорогая мебель могла быть отделана металлом как для украшения, так и для повышения прочности.

Большая часть мебели в KCD воспроизведена по средневековым образцам XII-XVI веков.

Мельники

Кодекс - v

Мукомольное ремесло является одной из старейших профессий в чешских землях, водяные мельницы научились строить еще в древности. На протяжении веков механизм совершенствовался, и в Средние века мельница была уже в каждой деревне. Были также ветряные мельницы или такие, на которых жернова приводились в движение быками или лошадьми. Мельники были представителями так называемых свободных профессий, в числе прочего они также занимались торговлей.

С увеличением числа водяных мельниц и другого водного оборудования возникла необходимость узаконить отношения между мельниками. Уже к середине XIV века была учреждена коллегия земских мельников — специалистов в области водного законодательства, которые имели право обследовать водотоки, определять масштаб земляных работ, оценивать техническое состояние мельниц и так далее. Они также разработали кодекс поведения для мельников, чтобы использование воды на мельницах не причиняло вреда другим.

Поскольку мельницы стояли отдельно от других деревенских домов, о мельниках часто ходили различные слухи. Их обвиняли в том, что они разными нечестными путями зарабатывали деньги на стороне — от жульничества при продаже муки, до колдовства или воровства и незаконного оборота краденых товаров. Это были серьезные обвинения, но они не имели под собой ни малейшего основания.

Могильщик

Кодекс - v

Могильщик заботился о могилах и о кладбище, и его профессия передавалась по наследству. Могильщик жил в деревянном доме прямо на кладбище, рядом с главным входом. Он работал не только в деревне, где жил, но и в окрестных деревнях прихода. Могильщики были отщепенцами и принадлежали к низшим слоям общества — единственными людьми, которые часто общались с ними, были приходские священники.

Молитвы

Самые ранние молитвы были посвящены Деве Марии — Аве Мария, Радуйся Мария, молитва Розария и многочисленные литании. В молитвах использовались языческие формулировки, которые были изменены с принятием христианства, чтобы соответствовать новой доктрине. В дополнение к молитвам к Марии, чаще всего возносились молитвы Отче Наш, Кредо (декларация веры) и Ангел Господень. Литании были посвящены прежде всего Христу, однако не забывали и святых — священник воспевал их, и паства отвечала Кирие Элейсон.

Монахи знали и читали еще много молитв, относящихся к их ежедневному циклу. Отшельники и другие, посвятившие себя Богу в уединении, читали Писание и Псалмы. Преобладающим языком литургии была латынь, хотя существовали молитвы и гимны на народном языке, например, Господь, будь к нам милостлив или Святой Вацлав.

Морг

Морг был простым деревянным или каменным зданием, построенным около церкви в углу кладбища. Здесь хранились катафалки и гробы с покойными. Здесь родственники осматривали тело покойного и готовили его к захоронению.

Мрхоеды

Кодекс - v

Небольшая деревня недалеко от Самопеша, которая была собственностью Сазавского монастыря в XV веке.

[Каменный человек]

Каменный человек — необычный камень (или стела) из красного песчаника, на котором высечен воин с копьем, стоит на перекрестке в Посазави, между Мрхоедами и проселочной дорогой, ведущей в Тальмберг. Согласно слабо обоснованной теории, стела была привезена сюда из Сазавского монастыря, когда он был перестроен в XIV веке. Личности автора рельефной резьбы и изображенного человека не установлены. Каменный человек, возможно, был славянским воином или святым Лонгином с копьем (его имя происходит от греческого слова, обозначавшего копье), который согласно Новому Завету пронзил им бок Иисуса, когда тот висел на кресте.

[Будинская мельница]

В Средние века Будинская мельница была поставщиком местных деревень и небольших городов. В XVII веке она стала частью Мрхоедов, перейдя в собственность Яна Будинского в 1678 году, от которого и получила свое название.

Музыка

Кодекс - v

До XI века музыка и пение в основном были связаны с литургией, даже если они и были популярным повседневным занятием. В мире религии были григорианские песнопения (получившие свое название в честь папы Григория Великого) или музыкальные формы с латинским пением без инструментального сопровождения, используемыми в обрядах Римско-католической церкви. Петь в Средние века не возбранялось, но это было трудное время для музыкальных инструментов, так как Церковь не одобряла любую музыку, отличную от вокала. Поэтому на протяжении веков использовались старые инструменты без каких-либо новшеств. Инструментальная музыка сама по себе приобрела известность только в XIV веке, в ars nova или в новом веке искусства.

Концепция оригинальной музыкальной работы или композиции была еще неизвестна, музыка возникала главным образом в результате импровизации, а музыкальные выражения заучивались наизусть и передавались из уст в уста.

Муниципальные финансы

Городам всегда приходилось заботиться о своем бюджете, поэтому они собирали налоги, таможенные пошлины и сборы. Наиболее распространенным был налог, который выплачивался два раза в год, в зависимости от активов каждого отдельного жителя. Другим источником доходов города были деньги, заработанные городским советом или судом за оформление сделок, документов, записей и другие рутинные мероприятия. Сборы и налоги выплачивались жителями города в зависимости от их рода занятий, дохода с проданных товаров или оказанных услуг. Казначейство также собирало деньги за выплату процентов, штрафы, смертные приговоры, и различные формы арендной платы. Все доходы были тщательно задокументированы.

Городской совет выделял часть денег на покупку недвижимости, на выплаты дворянам за оборону и безопасность, на школы, на культурное развитие города, на церкви, на административные расходы и зарплаты для городских чиновников, на строительство, эксплуатацию и ремонт, и на содержание городских зданий.

Мясник

Кодекс - v

Профессия мясника появилась только в XIII веке, потому что до этого любой горожанин или деревенский житель имел право забивать скот на своем заднем дворе. В последующие века это привело к конфликтам с профессиональными мясниками, и в результате продажа и ввоз мяса стали исключительным правом соответствующих гильдий.

Главными обязанностями мясника были забой скота, разделка туши и хранение мяса за пределами города. Сырое мясо не разрешалось ввозить в город, за его продажу из дома наказывали штрафом — в частности, это было сделано, чтобы предотвратить распространение болезней, вызванных протухшим или плохо обработанным мясом. Приезжие мясники часто были вынуждены забивать скот только на рынке.

Со временем гильдии мясников разделились в соответствии с различными специализациями: одни работали только с салом и нутряным жиром, другие занимались мелкой разделкой, третьи специализировались на солонине или колбасах. Ремесло мясников также породило кожевников, шорников и сапожников.

Напитки

Чистая питьевая вода не всегда была в достатке (из-за загрязнения людьми водоемов рядом с сельскими поселениями), а фруктовые соки были доступны только в сезон. Поэтому все, включая детей, пили пиво. Пиво, сваренное дома, было менее крепким и более плотным, чем в наши дни, содержало 1-5% спирта и его пили вместо супа. У него не было густой пены, его варили из пшеницы — так называемое белое пиво, или из ячменя — старое пиво. Только в XV столетии для улучшения качества пива в него стали добавлять хмель, что придавало ему горький вкус.

Вино пили преимущественно при дворе и в монастырях. Оно отличалось от современных вин пряным, очень сладким вкусом. Оно могло сгущаться в желе и тогда его разбавляли водой.

Крепкие напитки были совсем редкими. Дистилляция производилась в небольших объемах, продукты перегонки фруктов или зерновых были менее крепкими чем в наши дни (около 15-20%). Самым популярным напитком был мед, приготовленный из перебродившего меда, растворенного в воде.

Народные песни

Народная музыка, в отличие от церковной, была более радостной и оптимистичной. В Богемии и Моравии она на протяжении многих веков была частью сельской повседневной жизни. Большинство песен передавались из уст в уста, в то время как некоторые из них можно было найти в песенниках и летописях. Часть этих песен в различных вариациях дошли и до наших дней.

Некрономикон

Некрономикон — вымышленная колдовская книга, изобретенная писателем Говардом Филлипсом Лавкрафтом в 1924 году. Название буквально переводится как книга мертвых. Он писал, что существовала книга, написанная в VIII веке сумасшедшим арабом Абдулом Альхадредом и содержащая опасную информацию о практике черной магии и оккультизме. Папа запретил книгу и устроил ее ритуальное сожжение, но копии разошлись по всему миру… все это звучало настолько правдоподобно, что многие читатели действительно поверили в существование книги. Обману помогла ссылка на придворного мага Королевы Елизаветы, Джона Ди, который, якобы, перевел книгу, но так никогда и не опубликовал ее. Слава книги распространялась все шире, и сейчас ссылки на нее являются неотъемлемой частью современной поп-культуры.

Похожие игры…

Читайте также: