Итоги 2013-го игрового года
[видеоверсия итогов]
И снова мы собираемся здесь, чтобы подвести итоги минувшего года. Но сегодня повод для разговора куда серьезнее, чем обычно: подошла к концу целая эпоха. Мы начали покупать новые консоли и складывать на полку старые, мы уже обновляем свои PC, готовясь к приходу полноценного некстгена, а игровая индустрия собралась с силами и выдала, наверное, последние великие проекты для Xbox 360 и PlayStation 3.
В 2013-м мы смогли увидеть все, чему научились девелоперы за целую декаду. Они рассказали несколько поразительных историй в BioShock Infinite, Brothers: A Tale of Two Sons и The Last of Us. Они собрали все мультиплеерные и кооперативные наработки прошлого и соорудили совершенно невероятные Battlefield 4 и PayDay 2. Надоевшие миниатюрные DLC стали отживать свое, уступая дорогу мощным и объемным дополнениям вроде XCOM: Enemy Within. Наконец, вышла GTAV — и тут даже никакие комментарии не нужны.
Вы голосовали, а мы спорили, пытаясь определить, кто же победил в каждой из номинаций. Это было сложнее, чем обычно: не так часто бывает, что звания игры года в равной степени заслуживают сразу два номинанта. И вот выбор сделан, синяки, полученные в ходе дискуссий, заживают, а мы готовы представить вам итоги жарких споров.
Номинанты: BioShock Infinite, Battlefield 4, Crysis 3, Metro: Last Light, PayDay 2.
Выбор читателей: BioShock Infinite.
Выбор коллектива StopGame.ru: PayDay 2.
Это, наверное, уже традиция: в номинации не участвовал ни один оригинальный проект, только продолжения. Каждый из представленных номинантов успел собрать вокруг себя тысячи поклонников, каждую из этих серий мы высоко ценим и искренне любим. А потому выбирать лучших особенно сложно.
Но нужно отдать должное: Crysis 3 так и не смогла достичь внутренней гармонии, а Battlefield 4 не слишком сильно отличается от третьей части. Ну а Last Light просто уступает по некоторым параметрам детищу Кена Левина (Ken Levine), которое предложило нам фантастической красоты декорации и пронзительную историю, одну из самых глубоких в этом году. И вы совершенно справедливо наградили это произведение своими голосами.
Мы же выбрали шутер, оказавшийся неожиданным открытием: PayDay 2 сделала огромный шаг вперед по сравнению с оригиналом. Она стала гораздо вариативнее, почти ни в чем не ограничивает игрока. И в отличие от Infinite, не забывает о главном: в шутере должно быть интересно не только смотреть сюжетные кат-сцены и изучать локации, но и, собственно, стрелять, искать разные пути прохождения, пробовать новые тактики и экспериментировать с механикой.
Номинанты: Grand Theft Auto V, Assassin’s Creed IV: Black Flag, The Last of Us, Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist, Tomb Raider (2013).
Лучшие игры 2017-го игрового года
Выбор читателей: Grand Theft Auto V.
Выбор коллектива StopGame.ru: Grand Theft Auto V.
Признайтесь, у вас тоже разрывалось сердце во время голосования за лучший TPS. Эта номинация оказалась сложной: Splinter Cell в кои-то веки практически не хочется называть спорной, Assassin’s Creed, как никогда, свежа, а о творении Naughty Dog уже сказано так много, что нет нужды повторяться.
Но все-таки GTA — вещь совершенно беспрецедентная и по масштабам, и по количеству свежих решений, и по степени внимания к деталям. Наконец-то разнообразные и яркие миссии, великолепно реализованная концепция трех главных героев, живой мир, непостижимое уму количество контента, большую часть которого многие просто не заметят, — всего этого хватило бы на пять игр. Но, в отличие от расчетливых приверженцев конвейерной модели из Ubisoft, Rockstar не приемлет полумер — в результате мы получили одну из самых важных «песочниц» не только года, но и ушедшего консольного поколения. Игроки это понимают так же ясно, как и сотрудники StopGame, поэтому мы оказались едины в выборе.
Номинанты: Baldur’s Gate II: Enhanced Edition, Evoland, Pokemon X and Y, The Incredible Adventures of Van Helsing, Mars: War Logs.
Выбор читателей: Baldur’s Gate II: Enhanced Edition.
Выбор коллектива StopGame.ru: Pokemon X and Y.
Как говорится, на безрыбье и рак — рыба. Pokemon X and Y, конечно, вовсе никакой не рак, а вполне достойный представитель RPG — с большим открытым миром, увлекательными диалогами и непростой боевой системой. Однако тот факт, что победу в данной номинации коллектив StopGame отдал фрукту, выращенному на полях экзотической Nintendo 3DS, говорит о серьезном кризисе жанра. И действительно: Evoland, The Incredible Adventures of Van Helsing и Mars: War Logs никак нельзя назвать большими событиями в геймерском мире.
Японская консоль пока не может похвастаться особой популярностью у российских пользователей, а потому выбор наших читателей был предсказуем. Baldur’s Gate II: Enhanced Edition протерла пыль с незабвенной классики, позволив молодому поколению прикоснуться к великому, а «олдфагам» тряхнуть стариной и еще раз помянуть добрым словом гениев из BioWare.
Номинанты: Divinity: Dragon Commander, Europa Universalis IV, SimCity (2013), StarCraft 2: Heart of the Swarm, Total War: Rome II.
Выбор читателей: Total War: Rome II.
Выбор коллектива StopGame.ru: SimCity (2013).
Total War: Rome II стала легендой, еще находясь в перинатальном периоде развития. Выхода «Рима» ждали все — и ярые поклонники серии, предвкушавшие возрождение лучшей стратегии всех времен и народов, и далекие от стратегической тематики зеваки, впечатленные эффектным роликом о взятии Карфагена.
Увы, «Рим» оправдал не все ожидания, несмотря на свои масштабы и некоторые удачные находки. Традиционные проблемы после релиза, глуповатый ИИ и некоторые противоречивые новшества расстроили бывалых фанатов. Но нашим читателям все недостатки не показались достаточным основанием, чтобы лишить «Рим» титула лучшей стратегии года.
Наша редакция, не ставящая под сомнение величие «Рима», осталась предана пацифистским идеалам и предпочла креативное градостроительство SimCity. Ее релиз — ничуть не менее важное событие, сопровождавшееся ничуть не меньшими неприятностями. Однако все-таки технология GlassBox, сильный менеджмент, симпатичная графика и бесконечные возможности для реализации своих творческих планов вдохнули новую жизнь в концепцию серии.
Номинанты: Contrast, Guacamelee!, Rayman Legends, Tearaway, Brothers: A Tale of Two Sons.
Выбор читателей: Brothers: A Tale of Two Sons.
Выбор коллектива StopGame.ru: Brothers: A Tale of Two Sons.
Тут определиться с выбором было просто. Rayman Legends, при всех ее достоинствах, оказалась просто комплектом новых уровней для Rayman Origins. A Tearaway — это скорее забавный эксперимент, нежели классическая аркада.
Из всех номинантов Brothers стала очевидным лидером. Именно она подарила игрокам ощущение великого путешествия и рассказала прекрасную историю. Разумеется, за это вы одарили ее своими голосами. А мы подметили другое: при этом игра не забыла о своей аркадной сути, предлагая интересный геймплей и даже некоторый «челлендж». Неконтролируемые, постоянно разбегающиеся в разные стороны братья — наверное, одно из самых ярких воспоминаний 2013-го.
Номинанты: Goodbye Deponia, Memoria, Night of the Rabbit, The Legend of Zelda: The Wind Waker HD, The Inner World.
Выбор читателей: Goodbye Deponia.
Выбор коллектива StopGame.ru: Goodbye Deponia.
В прошлом году вышло множество самобытных адвенчур с уникальным стилем, удостоившихся высшей оценки на нашем сайте. Но самой яркой нам показалась Goodbye Deponia — приятное окончание серии, с более сложными головоломками и «повзрослевшим» сюжетом. Как обычно, все эти прелести поданы в окружении восхитительных произведений дизайнерского искусства. Несколько огорчила открытая концовка — все же от последней части трилогии ожидаешь более решительного финального слова. Что ж, будем надеяться на продолжение, а пока единогласно с нашими читателями мы объявляем «Депонию» лучшей адвенчурой года.
Номинанты: F1 2013, Gran Turismo 6, GRID 2, Need for Speed: Rivals, TrackMania 2: Stadium.
Выбор читателей: GRID 2.
Выбор коллектива StopGamе.ru: Gran Turismo 6.
Когда-то Need for Speed была безоговорочным фаворитом в жанре. Однако в последние годы серия заметно сдала и потеряла лидерство. Вот и Rivals оказалась обделена вниманием «избирателей».
Но тосковать по безбашенной скорости в 2013-м году не пришлось. GRID 2 вобрала в себя лучшие черты жанра: «казуальную» по меркам симуляторов, но все же отличную физику, достойный «челлендж», красивые трассы и умопомрачительные аварии. Отличный выбор, друзья!
Мы же, как истинные хардкорщики, свой голос отдали нестареющей Gran Turismo 6. Может, в новой части и нет серьезных нововведений, но это все равно один из самых масштабных и реалистичных симуляторов вождения. В конце концов, много ли вы знаете гонок, в которых можно поучаствовать в ралли, затем — в соревнованиях спорткаров, а потом — отправиться на Луну?
Номинанты: Girl Fight, Injustice: Gods Among Us, Tekken Revolution, WWE 2K14, PlayStation 4 vs. Xbox One.
Выбор читателей: PlayStation 4 vs. Xbox One.
Выбор коллектива StopGame.ru: PlayStation 4 vs. Xbox One.
Есть целый миллиард черт, которыми обладает качественный файтинг. Он должен быть зрелищным, содержать харизматичных персонажей, казаться весьма простым, но таить внутри сложную и продуманную механику, которую не так просто освоить. Конец боя должен быть непредсказуем, а ассортимент ударов, комбо, хитрых приемов и подлостей обязан поражать воображение.
Тут даже и говорить не о чем: именно битва новых консолей имела все необходимые качества. Боссы Sony и Microsoft постоянно вытягивали козыри из рукавов, снимали вирусные видеоролики, меняли маркетинговые стратегии и делали еще бог знает что. Пусть нам не удалось самим «поиграть» в этот файтинг, но за «прямой трансляцией» следил весь мир, а этого, нам кажется, более чем достаточно.
Номинанты: Deadpool, Injustice: Gods Among Us, LEGO Marvel Super Heroes, Batman: Arkham Origins, The Wolf Among Us.
Выбор читателей: Batman: Arkham Origins.
Выбор коллектива StopGame.ru: The Wolf Among Us.
А вот и очередная номинация, победители в которой получили свои места потом и кровью. Например, авторы Marvel Super Heroes проделали совершенно невероятную работу, а Дедпул и вовсе получил первую в своей жизни вменяемую интерактивную адаптацию.
Но любовь к Темному Рыцарю в народных сердцах никак не остынет, благодаря чему он снова полностью поглотил зрительское внимание.
Тем не менее мы отдали свое предпочтение The Wolf Among Us. Пока приключения Бэтмана уверенно скатываются во вторичность и скуку, умельцы из Telltale Games продолжают расти над собой. Их новая эпизодическая серия сделала даже больше, чем должна была: она не просто адаптировала что-то всем давно известное, но прорекламировала и популяризировала довольно оригинальный первоисточник.
Номинанты: Football Manager 2014, NBA 2K14, NHL 14, WWE 2K14, FIFA 14.
Выбор читателей: FIFA 14.
Выбор коллектива StopGame.ru: FIFA 14.
Современные спортивные симуляторы продаются немногим хуже, чем всякие Call of Duty, и мало чем от них же отличаются. Целевая аудитория этих игр не слишком хорошо разбирается в индустрии и покупает продукт молча, почти каждый год получая одно и то же.
Но 2013-й стал приятным исключением. Готовясь к приходу нового поколения, EA выпустила действительно новую игру. Изменился отработанный годами интерфейс, полностью переделана физика мяча, добавлены сотни анимаций, улучшены всевозможные игровые режимы. Поэтому лучший в мире футбольный симулятор и получает сразу два золотых кубка.
Номинанты: DOTA 2, Final Fantasy 14: A Realm Reborn, Neverwinter, War Thunder, World of Warplanes.
Выбор читателей: DOTA 2.
Выбор коллектива StopGame.ru: DOTA 2.
2013-й год выдался очень урожайным на добротные ММО, посвященные всем возможным тематикам. Не могут не чувствовать вселенское счастье фанаты техники ВОВ: Wargaming наконец-то взяла заоблачную высоту и выпустила World of Warplanes, а конкуренты из Gaijin открыли бета-тестирование War Thunder. Долгожданная Neverwinter порадует всех любителей фэнтези, а поклонники «японщины» получили подарок в виде Final Fantasy 14.
Приверженцы же самой «раконубовой» игры на свете могли освежить свои впечатления в DOTA 2. Давайте признаемся себе в том, в чем никогда не решались: несмотря на бесконечные обвинения в примитивизме, это гениальная игра. Родившись как простая карта-модификация для WarCraft 3, DOTA переросла в полноценный самостоятельный проект, обретя многомиллионную аудиторию, способную сутками напролет «фармить крипов на лайнах» и «пушить тауэр на миде».
Комьюнити «Доты» продолжает расти. И неудивительно: при более глубоком знакомстве с ней перед пользователем открываются бесчисленные грани тактического потенциала, в пух и прах разбивающие критику беспричинно озлобленных ненавистников DOTA 2. Безальтернативный победитель в номинации.
Номинанты: Falskaar, Fallout: Project Brazil, Prop Hunt, Warhammer 40K: Time of Ending, WOW RTS: Alliance and Horde.
Выбор читателей: Fallout: Project Brazil.
Выбор коллектива StopGame.ru: Fallout: Project Brazil.
Модификации позволяют ненадолго освежить впечатления от привычного развлечения. Зачастую наиболее удачные проекты могут даже претендовать на статус самостоятельной игры и соперничать с оригиналом. В прошлом году мы встретили множество интересных и качественных разработок: забавную Prop Hunt, позволившую нам окунуться в детство и поиграть в прятки, масштабную Falskaar, забросившую нас на одинокий остров Тамриэля, WOW RTS: Alliance and Horde, скрестившую две великих стратегии Blizzard…
Однако ни одна из них не сравнится с грандиозным модом Fallout: Project Brazil, предложившим нам огромный мир с собственной сюжетной линией и немалым количеством квестов. Авторы модификации не забыли и о мелочах: игра встретит вас простеньким, но стильным роликом, а во время прохождения ваш слух будет ласкать новая радиостанция. В результате получилось то, чего нельзя не хотеть, — полноценная история из мира Fallout, соответствующая всем канонам жанра, но не лишенная собственного колорита.
Номинанты: FootLOL: Epic Fail League, The Train, Prime World: Defenders, «Тук-тук-тук», «Эадор. Владыки миров».
Выбор читателей: «Тук-тук-тук».
Выбор коллектива StopGame.ru: «Тук-тук-тук».
Все же загадочна и таинственна русская душа. Вокруг красуются популярные проекты вроде Prime World: Defenders и масштабного «Эадора», рядом ютится замечательная авторская работа The Train, проникнутая духом экзистенциальной философии. А мы с вами выбираем непонятное, странное и несущее сомнительную пользу для психики нечто. «Тук-тук-тук» — игра нетрадиционной жанровой принадлежности и непривычной стилистики. Но за это мы ее и любим… И даже, наверное, гордимся.
Номинанты: Gran Turismo 6, Grand Theft Auto V, Killzone: Shadow Fall, The Last of Us, Super Mario 3D World.
Выбор читателей: Grand Theft Auto V.
Выбор коллектива StopGame.ru: The Last of Us.
Обладатели консолей в 2013-м году по праву могли почувствовать себя элитой геймерского сообщества, ведь они в гордом одиночестве наслаждались двумя шедеврами, являющимися не только победителями в данной номинации, но и главными претендентами на звание игры года, — Grand Theft Auto V и The Last of Us.
Масштабное, монументальное, исполинское — можно бесконечно продолжать список эпитетов, характеризующих новое творение Rockstar. GTAV возвела серию на новый уровень качества, показав, как должен выглядеть настоящий город грехов и возможностей. Плененные бесконечным обилием разномастных способов заполнить игровое время, наши читатели отдали свой голос именно ей.
Нам же в душу запала великолепная The Last of Us. Мастерам из Naughty Dog удалось создать настоящее приключение в мире, потерявшем надежду. Благодаря безупречной выверенности повествования здесь достигается такой уровень реализма и сочувствия героям, что даже пресловутая масштабность GTAV кажется чем-то незначительным. Если вы еще не ознакомились с The Last of Us, поверьте: ради таких игр и покупаются приставки.
Что же касается остальных кандидатов, то им все же сложно тягаться с двумя титанами, почтившими своим присутствием счастливых обладателей консолей.
Номинанты: Gone Home, Papers, Please, The Stanley Parable, DOTA 2, Rome II: Total War.
Выбор читателей: Rome II: Total War.
Выбор коллектива StopGame.ru: DOTA 2.
Заметьте, здесь выбирали именно компьютерную игру. Что-то недоступное консольным пользователям, что-то, обязательно требующее мышки, клавиатуры и просиживания долгих часов перед монитором. Вы абсолютно закономерно проголосовали за Rome II. Никакая PlayStation в обозримом будущем не получит столь же комплексную и вдумчивую стратегию. Это действительно та игра, ради которой стоит обновить покрывающееся паутиной «железо».
Но пока сотни тысяч римских воинов выясняли, чьи полководцы лучше, миллионы игроков по всему миру искали в своих рядах представителей членистоногих. Мы были вынуждены проголосовать так, как вы постеснялись. Давайте будем честны: DOTA 2 — это не игра, а культурный феномен, подобных которому история еще не видела. И благодаря стараниям Valve доступен этот феномен только в Steam. Даже консольные игроки были вынуждены сесть за монитор и отказаться от дорогих сердцу геймпадов — что, если не это, называть победой?
Номинанты: Fire Emblem: Awakening, Killzone: Наемник, Pokemon X and Y, The Legend of Zelda: A Link Between Worlds, Tearaway.
Выбор читателей: Killzone: Наемник.
Выбор коллектива StopGame.ru: Tearaway.
Заядлым геймерам, не желающим отвлекаться от любимого занятия в метро, автобусах и за рулем, в 2013-м году было чем себя повеселить. Pokemon X and Y и The Legend of Zelda: A Link Between Worlds оказались выполнены в лучших традициях серий и подарили десятки часов счастья всем адептам Nintendo.
Однако победу одержали представители более популярной на просторах СНГ консоли PS Vita. Killzone: Наемник с честью продолжила дело своих «взрослых» сестер, предложив бодрую шутерную механику и немыслимую для портативных платформ графику. Mercenary с уверенностью можно назвать лучшим портативным шутером всех времен.
Однако если на минуту забыть о «мобильном» характере проекта, то он окажется вполне стандартным и невыдающимся FPS. В этом смысле он не выдерживает конкуренции с самобытной и душевной Tearaway. Путешествие в бумажном мире, стирающее грань между игроком и игрой, преисполненное оригинальных концептуальных ходов и доброго юмора, не оставит равнодушным ни одного циника. По крайней мере, нас не оставило.
Номинанты: Gone Home, Papers, Please, Antichamber, Don’t Starve, The Stanley Parable.
Выбор читателей: Don’t Starve.
Выбор коллектива StopGame.ru: The Stanley Parable.
Уже который год участники этой номинации доказывают, что разработка игр без издателя перестала быть уделом избранных голодных художников. Любой из претендентов вполне тянет на небольшой, но вполне коммерческий продукт, за который не стыдно брать деньги. Тем не менее посетители сайта оказались верны традициям. Если «инди» — то непременно голод, холод, борьба с окружающим миром, попытки хоть каким-то образом выжить. Все это отчетливо ощущалось в Don’t Starve — хоть дискомфорт касается не авторов, а главного героя игры.
Но если перефразировать название номинации, то выбирается здесь «лучший из независимых», и только один конкурсант полностью подходит под это описание. The Stanley Parable — это действительно игра о самостоятельности, свободе и выборе. На протяжении всех прохождений Стэнли разрывался между тем, слушать ему советы рассказчика (читай: издателя) или придерживаться собственного пути, делая так, как нравится. Мы решили, что это и впрямь гимн всему независимому, самое творческое и необычное высказывание за прошедший год.
Номинанты: Amnesia: A Machine for Pigs, Dead Space 3, Huntsman: The Orphanage, Slender: The Arrival, Outlast.
Выбор читателей: Outlast.
Выбор коллектива StopGame.ru: Outlast.
«Ужастики» как-то совсем вышли из моды. Если последние пару лет любителей пощекотать нервы спасало инди, то в этом году и с ним было негусто. А о крупных проектах и говорить нечего: последняя надежда в лице Dead Space 3 стала кооперативной и совсем уж нестрашной.
И номинацию вообще можно было бы отменять, если бы не Slender и Outlast. Первая пугала все-таки сильнее и практически вырвала победу, но потом голос разума все-таки взял верх. Да, может быть, громкость истерик Андрея Артамохина — это хороший критерий, но Outlast — проект куда более цельный и завершенный. В нем разнообразнее геймплей, встречаются прекрасные постановочные эпизоды, есть внятная история и замечательные персонажи. Здесь хорошо все, и почти все — страшно. Конечно, это не Silent Hill и не Resident Evil, но в этом году детище Red Barrels определенно тянет на звание самого удачного хоррора. Вы ведь согласны, верно? Судя по результатам голосования — да.
Номинанты: Assassin’s Creed: Pirates, Asphalt 8, Plants vs. Zombies 2: It’s About Time, BADLAND, Deus Ex: The Fall.
Выбор читателей: Plants vs. Zombies 2: It’s About Time.
Выбор коллектива StopGame.ru: BADLAND.
Второго пришествия конфликтующих друг с другом растений и зомби ждали все. Однако во время миграции на мобильные платформы проект подхватил коварный вирус под названием free-to-play. «Бесплатное» прохождение превратилось в долгую и тяжелую пытку. Да и сам игровой процесс потерял значительную долю своего оригинального очарования.
Однако наши читатели сумели закрыть глаза на недостатки и признали Plants vs. Zombies 2 лучшей мобильной игрой года. Будем считать, в дань уважения первой части. Мы же решили выделить другой интересный проект — BADLAND. Необычайно стильный сайдскроллер с сюрреалистическим дизайном получился увлекательной и местами очень хардкорной забавой.
Номинанты: Mass Effect 3: Citadel, The Elder Scrolls V: Skyrim — Dragonborn, The Walking Dead: 400 Days, Far Cry 3: Blood Dragon, XCOM: Enemy Within.
Выбор читателей: Far Cry 3: Blood Dragon.
Выбор коллектива StopGame.ru: XCOM: Enemy Within.
Все больше разработчиков предпочитают посвятить себя созданию полноценных, крупных расширений для оригинальной игры. Поэтому в 2013-м было из чего выбирать.
Игроки, видимо, тоже обрадовались этой тенденции и хором проголосовали за Far Cry 3: Blood Dragon. Еще бы — ведь авторы предложили практически новую игру, полностью переработав стилистику, сценарий, оружие и локации. Вышла абсолютно самостоятельная история, чего мы не видели уже очень давно.
Создатели XCOM: Enemy Within же поступили, на наш взгляд, несколько разумнее: почти тот же объем работы они вложили в расширение и улучшение оригинальной механики. Они довели и без того восхитительную стратегию до блеска, отполировали ее и наполнили контентом.
Номинанты: FIFA 14, Grand Theft Auto V, StarCraft 2: Heart of the Swarm, The Last of Us, Battlefield 4.
Выбор читателей: Battlefield 4.
Выбор коллектива StopGame.ru: Battlefield 4.
Здесь и мы, и вы проголосовали одинаково, а значит, вы полностью нас понимаете. Мультиплеер в этом году — только «Баттла». С ее падающим небоскребом, некстгенной графикой и ощущением полномасштабной войны в каждом уголке карты. Наверняка кому-то больше придется по душе тактическое богатство Heart of the Swarm или спортивный азарт футбольных матчей, однако нам танковое безумие и яростные перестрелки оказались ближе. Несмотря на баги. Как, впрочем, и всегда.
Номинанты: Dead Space 3, Fuse, Super Mario 3D World, Tom Clancy‘s Splinter Cell: Blacklist, PayDay 2.
Выбор читателей: PayDay 2.
Выбор коллектива StopGame.ru: PayDay 2.
Если вы не играли в кооператив PayDay 2, то вы многое потеряли. Это не просто веселые побегушки с отстрелом монстров, как в Dead Space 3, а действительно командные операции, требующие полного взаимодействия с применением «скайпа» и крепкого словца.
Сыграть «по стелсу» со случайными игроками практически невозможно. Для этого непременно нужны товарищи, с которыми нужно самым четким образом планировать обязанности (более того, крайне желательно целенаправленно «прокачивать» разные классы и навыки). Если не считать первую часть симулятора грабежа, ничего подобного мы не испытывали со времен обеих Left 4 Dead, а может, даже и в них все не настолько хорошо. Во всяком случае, там нельзя было в последние секунды упустить случайного прохожего с мобильным телефоном, обрекая себя на долгие десять минут войны со спецназом. Вполне очевидно, что в этом году ни один кооператив и близко не вызывал тех же эмоций, что новые приключения грабителей банков.
Номинанты: Assassin’s Creed IV: Black Flag, Brothers: A Tale of Two Sons, Grand Theft Auto V, The Last of Us, PayDay 2.
Выбор читателей: Grand Theft Auto V.
Выбор коллектива StopGame.ru: Brothers: A Tale of Two Sons.
Музыкальные предпочтения у каждого свои, а потому и номинация эта является скорее формальной. GTAV не мелочится ни в каких деталях, даже в музыке. Мы имели возможность услышать не только разнообразные радиостанции, но и атмосферные, энергичные, поддерживающие напряжение композиции, звучавшие во время ключевых эпизодов сюжета. Впрочем, есть подозрение, что данное произведение игрового искусства победило в голосовании по принципу «это же GTA!». Однако, если абстрагироваться от этих предположений, стоит признать, что у разработчиков все в порядке с музыкальным вкусом.
Мы же посчитали нужным отметить чудесные мотивы Brothers: A Tale of Two Sons. Трогательные и мелодичные, они точно передают сказочный дух этого приключения.
Номинанты: BioShock Infinite, Brothers: A Tale of Two Sons, Amnesia: A Machine for Pigs, Grand Theft Auto V, The Last of Us.
Выбор читателей: BioShock Infinite.
Выбор коллектива StopGame.ru: The Last of Us.
Казалось бы, время научной фантастики и заигрываний с парадоксами квантовой механики уже позади. Но BioShock Infinite показала, что при должной подаче массовый зритель продолжает трепетать перед многомерностью пространства и времени. Псевдонаучные изыскания — отличный и очень нетребовательный повод почувствовать себя большим интеллектуалом и ценителем прекрасного.
Не менее сложным, но значительно более философским является сюжет Amnesia: A Machine for Pigs. Идеально продуманное композиционно повествование в лучших традициях The Chinese Room рассказывает мрачную историю жизни Освальда Мандуса, разочарованного несовершенством человечества и решившего самостоятельно исправить ошибку эволюции.
На фоне двух перечисленных кандидатов сюжеты остальных претендентов выглядят более прозаично. Но от того они не становятся менее увлекательными. Brothers: A Tale of Two Sons удерживает пользователя у экрана в первую очередь своей искренностью, а Grand Theft Auto V рассказывает преисполненную черного юмора, пародии и сатиры гангстерскую историю в лучших традициях Rockstar.
Если попытаться воспроизвести сюжет The Last of Us на словах, то может показаться, что это банальная зомби-апокалиптическая ерунда. Но совсем иначе все это воспринимается во время игры. Сценарий The Last of Us затрагивает множество важных тем, мастерски изображает психологические портреты героев и умело подается, поддерживая максимальный градус напряжения во время прохождения. В качестве «удивляющего» фактора здесь выступают не запутанные парадоксы, а нецензурированные решения и поступки героев. Редакция StopGame.ru голосует за реалистичность и гениальную простоту.
Номинанты: Assassin’s Creed IV: Black Flag, BioShock Infinite, Beyond: Two Souls, The Last of Us, Killzone: Shadow Fall.
Выбор читателей: Assassin’s Creed IV: Black Flag.
Выбор коллектива StopGame.ru: The Last of Us.
Как известно, игры бывают красивы двумя вещами: технологиями и дизайном. Assassin’s Creed IV: Black Flag, понравившаяся нашим читателям, в равной мере сочетает обе эти составляющие. Дух пиратской романтики обеспечивается здесь не только отличным качеством графики, но и потрясающими видами уходящего за горизонт гиперреалистичного моря.
Ну а фаворитом нашей редакции вновь стала The Last of Us. Пусть в ней нет некстгенного лоска Killzone: Shadow Fall и Beyond: Two Souls, равно как и красочных видов небесного города из Infinite, мы почти не колебались при принятии решения. Именно натуралистичные и потому особенно красивые пейзажи, где величественная природа соседствует с наводящими тоску руинами цивилизации, а на улицах города можно встретить не только уродливых зомби, но и жирафов, запали нам в душу.
Номинанты: Букер ДеВитт (Booker DeWitt) — BioShock Infinite, Джоэл (Joel) — The Last of Us, Райли (Riley) — Call of Duty: Ghosts, Сэм Фишер (Sam Fisher) — Splinter Cell: Blacklist, Naiee и Nyaa — Brothers: A Tale of Two Sons.
Выбор читателей: Джоэл (Joel) — The Last of Us.
Выбор коллектива StopGame.ru: Райли (Riley) — Call of Duty: Ghosts.
Героем быть несложно, если в кармане у тебя десяток гранат всех сортов, а руки греют волшебные плазмиды. Наши читатели устали от геройства голливудского розлива и на этот раз предпочли ему храбреца с «человеческим» лицом — Джоэла из The Last of Us. Будучи обычным человеком, оказавшимся в необычной ситуации, он не стал рыцарем в сияющих доспехах, а просто пытался выжить. И его методы и поступки могут вызвать порицание у особо деликатных натур и любителей морали. Однако нам кажется, в итоге Джоэл все-таки победил внутренних демонов и принял правильное решение, за что и заслужил уважение наших пользователей.
Мотивы homo sapiens вполне понятны: желание войти в историю, требования нравственности, долг, честь и прочая шелуха. А вот что заставляет пренебрегать инстинктами некоторых собак — обещание двойной порции «Педигри» или искренняя преданность человеку? Пес Райли активно помогал «Призракам» в борьбе с террористами, в результате чего получил тяжелое ранение. К счастью, не смертельное. Не отметить смелого четвероногого воина мы просто не могли.
Номинанты: Дэвид (David) — The Last of Us, Дэвид Кейдж (David Cage), Захари Хейл Комсток (Zachary Hale Comstock) — BioShock Infinite, YouTube, Банда PayDay 2.
Выбор читателей: YouTube.
Выбор коллектива StopGame.ru: Банда PayDay 2.
Очень уж все здесь неоднозначно. Дэвид Кейдж (понятно почему оказавшийся среди номинантов) искренне старался. Господин Комсток настолько сам в себе запутался, что многие вещи ему, наверное, можно простить. Да и Дэвид, который вроде бы совсем однозначно плохой, просто пытался как-то выжить в постапокалиптическом будущем, а тамошние нравы — это вопрос для отдельного разговора.
Вот с чем не поспоришь, так это с подлостью героев PayDay 2. Убийцы? Да, причем массовые, постоянно убивающие хороших парней-полицейских. Грабители? Еще какие! Да и вообще, в ходе ограблений постоянно страдают мирные жители. Ну, по крайней мере, страдали в нашем случае. Всегда.
Шутки шутками, но виртуальная жестокость ни в какое сравнение не идет с жестокостью реальной. А ее в минувшем году проявил только один персонаж — YouTube, который сошел с ума и стал большим ценителем авторского права. На такое положение дел все отреагировали по-своему: блогеры стали ругаться, компании начали активно банить все, что можно, а посетители StopGame единодушно назвали эту шумиху самым подлым действием за прошедший год. Закономерно.
Номинанты: Элли (Ellie) — The Last of Us, Джоди Холмс (Jodie Holmes) — Beyond: Two Souls, Диди (Didi) — Contrast, Элизабет (Elizabeth) — BioShock Infinite, Лара Крофт (Lara Croft) — Tomb Raider (2013).
Выбор читателей: Элизабет (Elizabeth) — BioShock Infinite.
Выбор коллектива StopGame.ru: Лара Крофт (Lara Croft) — Tomb Raider (2013).
Мы изо всех сил пытались выбрать номинанток на «Лучшие О.О», но куда ни глянь — везде находили совершенно прекрасных женщин, у которых формы — это третье и даже пятое из достоинств. Номинацию пришлось переименовать.
Игроки, разумеется, проголосовали за Элизабет, и с этим трудно поспорить. Ни с одной из конкурсанток этого года вы не открывали межпространственные порталы, не спасались из огромного летающего города. Она с первого взгляда покорила всех огромными искренними глазами и живым характером. Из всех героинь Элизабет, с ее истериками и слезами, танцами и заливистым смехом, получилась одной из самых ярких.
Но мы-то все еще не забыли, с чего начинались женские персонажи, а потому свой голос отдали Ларе. Во-первых, за боевое прошлое, а во-вторых, за то, что в этом году ей досталось больше всех остальных. Ее били, протыкали железяками, загоняли на высоченные радиовышки и заставляли питаться бедными животными. А мисс Крофт продолжала сохранять совершенно невинное выражение лица и преспокойный взгляд. Ну разве не чудо?
Номинанты: Call of Duty: Ghosts, кампания Battlefield 4, Aliens: Colonial Marines, Beyond: Two Souls, VGX 2013.
Выбор читателей: VGX 2013.
Выбор коллектива StopGame.ru: Beyond: Two Souls.
2013-й год был полон совершенно потрясающих событий, но и количество разочарований сложно пересчитать даже по пальцам обеих рук. Провал, который выбрали пользователи, можно считать самым неожиданным из всех: вряд ли кто-то мог представить, что крупнейшая игровая премия окажется столь странным и сумбурным зрелищем. А люди ведь не спали, готовились, запаслись чаем и пельменями.
От Call of Duty вообще никто ничего особого не ждал, а играя в Aliens, мы искренне хохотали, поэтому хоть какие-то положительные эмоции получили.
С чем все оказалось хуже, так это с Beyond. Слишком большие надежды возлагались на Дэвида Кейджа. Так хотелось, чтобы он исправил все недочеты, которые были в Heavy Rain, и выдал что-то совершенно гениальное. Ведь были известные актеры, был приличный бюджет, была великолепная картинка. Все, кажется, складывалось идеально. Но нет. Это было даже не разочарование, а практически разрушение мечты.
Номинанты: Букер ДеВитт (Booker DeWitt) — BioShock Infinite, Джокер (Joker) — Batman: Arkham Origins, Джоэл (Joel) — The Last of Us, Президент Соединенных Штатов Америки (The President of The United States of America) — Saints Row IV, Саймон Блеквилл (Simon Blackquill) — Gyakuten saiban 5.
Выбор читателей: Букер ДеВитт (Booker DeWitt) — BioShock Infinite.
Выбор коллектива StopGame.ru: Джокер (Joker) — Batman: Arkham Origins.
Если вы до сих пор не знаете, кто такой Трой Бейкер (Troy Baker), то либо вы не играете в игры, либо по какой-то причине отключаете в них звук. Ибо его голосом говорят десятки персонажей. И именно Трою выпала честь озвучить Джокера в Batman: Arkham Origins, с чем он справился просто блестяще. Иронично-язвительные изречения злодея получились не менее обаятельными, чем в исполнении традиционного Марка Хэмилла (Mark Hamill). Коллектив StopGame.ru одобряет.
Нашим же читателям импонирует брутальный глас протагониста BioShock Infinite Букера ДеВитта. Нельзя сказать, что при озвучке этого героя талант Троя раскрылся в полной мере, но и обвинить актера в халтуре никак нельзя.
Номинанты: Assassin’s Creed IV: Black Flag, BioShock Infinite, Grand Theft Auto V, Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist, The Last of Us.
Выбор читателей: Grand Theft Auto V.
Выбор коллектива StopGame.ru: The Last of Us.
2013-й оказался годом гипнотических трансов для любителей видеоигр. В самом его начале из разинутых после взрывной концовки BioShock Infinite ртов можно было услышать бескомпромиссный вердикт: «Шедевр. Игра века». Многие уже за глаза решили судьбу главной игровой номинации. Однако время шло, и очарованный геймер взглянул правде в лицо и констатировал: если оценивать исключительно шутерную составляющую, то игра не выделяется ничем. Ну, или почти ничем.
Начало жарких летних дней для обладателей PS3 оказалось порой нового очарования. В беспамятстве игроки буквально проживали судьбы Элли и Джоэла в The Last of Us. И, вдохновленные небывалым драматизмом и реализмом происходящего, уже расставляли в уме новые галки напротив строчки с номинацией «Игра года».
Однако мир ожидали другие громкие события, заставившие многих пересмотреть свои ценности и позабыть обо всем, что было раньше: свет увидели беспрецедентно масштабная GTAV и неожиданно удачная Assassin’s Creed IV: Black Flag. Последняя, кстати, оказала почти мистическое воздействие на нашего главного редактора, что, безусловно, серьезный аргумент в ее пользу.
Итак, 2013-й год позади, заботы, страсти и тревоги в прошлом, и мы, оставаясь в пределах исключительно разума, можем огласить окончательный вердикт. Наша редакция продала свою душу и сердце The Last of Us — и ничуть об этом не жалеет. Не спрашивайте почему, ответ очевиден: потому, что нестандартно, умно, эмоционально и красиво. The Last of Us — это знаковое событие не только для минувшего года, но и для всей индустрии.
Ну а вы, дорогие читатели, вознесли на пьедестал GTAV. И мы не можем с вами не согласиться. Не стоит думать, что, выбрав The Last of Us, мы пренебрегли историей Франклина, Майкла и Тревора. Эти игры слишком разные, чтобы сравнивать их между собой, и при этом обе слишком хороши, чтобы ставить их в один ряд с чем-либо еще. Ничего подобного мы не видели уже давно и, возможно, не увидим еще долго. Безусловные победители в номинации.
2013-й подарил нам массу качественных игр. Авторы многих серий, таких как, например, BioShock, GTA, Assassin’s Creed, SimCity, Total War, показали, что способны выпускать интересные интерактивные развлечения с огромным количеством контента. Но все-таки в будущем нам хотелось бы видеть больше оригинальных проектов, которые создаются не маркетологами и фокус-группами, а творцами, исполненными стремления, простите за излишний пафос, оставить свой след в истории игрового искусства. Как бы там ни было, мы всегда надеемся на лучшее и считаем, что в некстгенном 2014-м нас ждет еще больше приятных сюрпризов. До скорых встреч на страницах StopGame.ru!